Экономика агропредприятий

Методология ценообразования

В условиях планово-централизованной экономики ценообразование рассматривалось как важнейшая функция государства. Реализация этой функции на практике сводилась к централизованного установления соответствующими государственными органами уровней цен и тарифов на все виды промышленной и сельскохозяйственной продукции. Товаропроизводители не имели права самостоятельно устанавливать цены на производимую ими продукцию (работы, услуги) и выбирать каналы реализации, а потому аграрные предприятия не интересовала конъюнктура рынка на конечную продукцию.

Методология ценообразования основана на определении по соответствующим природными зонами необходимых (как правило, средних) затрат на производство продукции сельского хозяйства и добавлением к ним определенной суммы прибыли, выделяемую централизованно, исходя из возможностей бюджета и субъективной оценки достаточности этой суммы для нормального развития сельскохозяйственного производства. Другие факторы ценообразования сколько-нибудь ощутимой роли при установлении цен не играли.

Существенным недостатком централизованной системы ценообразования, сложившейся в условиях экстенсивного развития экономики, было то, что устанавливаемые сверху жестко фиксированные цены не способны были выполнять роль важного экономического рычага развития народного хозяйства, поскольку их функции были сведены в основном для выполнения учетно-расчетных операций. Цены не производили регулирующего воздействия на сбалансирование спроса и предложения, крайне недостаточно стимулировали повышение качества продукции и ускорения внедрения достижений НТП в производство, не отражали по многим видам продукции общественно необходимых затрат на ее производство, не учитывали в полной мере потребительских характеристик товаров.

Централизованное установление цен и тарифов отстраняло потребителей от процесса ценообразования и этим порождало ценовой диктат производителей, особенно монополизированных, снижало требования к ним по обеспечению требуемого качества продукции. Ориентация на возмещение индивидуальных затрат при установлении цен на ряд видов продукции позволяла многим предприятиям получать прибыль даже в условиях низкоэффективного ведения производства и бесхозяйственности.