Экономика агропредприятий

Негативные процессы в ценообразовании

Движение цены при таких обстоятельствах может подчиняться не столько соотношению между спросом и предложением, сколько степени монополизации производства в технологически связанных с сельским хозяйством отраслях АПК.

Негативные процессы в ценообразовании усиливались высокими темпами инфляции. В результате действия рассмотренных факторов нарастал разрыв между темпами повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и на продукцию промышленности и производственные услуги производственно потребляются аграрными предприятиями. То есть в данном случае был проигнорирован важный принцип развития: экономика любой отрасли, в том числе и сельского хозяйства, зависит от соотношения цен приобретения (цен на ресурсы, производственно потребляются в данном случае в сельском хозяйстве) и цен реализации. К этому вопросу мы еще вернемся в разделе 17.5. Здесь же отметим, что коренное изменение принципов ценообразования, приобретенная практика формирования цен в аграрном секторе экономики за последние годы убедительно доказали, что ценовая политика должна основываться на сочетании свободного ценообразования с государственным регулированием цен на сельскохозяйственную продукцию и усилением антимонопольного контроля за ценами на ресурсы и сферы АПК (технику, минеральные удобрения, ядохимикаты и т.п.), на энергоносители и производственные услуги для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует отметить, что на современном этапе (2002 г.) уже принят ряд мер по совершенствованию ценовой политики. Это привело к улучшению ценовой ситуации на селе. Сформировались новые виды цен, значительно возрос в 2000-2001 гг ее уровень на некоторые виды сельскохозяйственной продукции (табл. 17.1).

Таблица 17.1

УРОВЕНЬ среднереализационных ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, реализованной аграрными предприятиями

Виды продукции

Года

По состоянию на 1.11.2001 г.

1996

1998

2000

Зерно

16,5

15,0

44,0

41,0*

Сахарная свекла

6,0

7,1

12,0

16,0

Подсолнечник

26,1

31,6

53,3

106,4**

Картофель

26,6

26,9

50,9

...

Молоко

19,3

28,8

54,5

55,9

Живая масса крупного рогатого скота

82,7

129,7

217,0

391

Живая масса свиней

148,2

271,3

336,8

650

* На пшеницу III класса без НДС на биржевых торгах 18-19 ноября 2001

** На подсолнечник II класса без НДС.

По критерию центра (уровня) установление и регулирование цен на товары (продукцию), работы и услуги можно обозначить следующие виды цен, действующих на современном этапе:

1.Договорные цены. Их уровень определяется на основе договоренности между производителем продукции (продавцом) и потребителем (покупателем) при заключении между ними договоров купли-продажи. По таким ценам аграрные предприятия реализуют свою продукцию перерабатывающим предприятиям (молоко-и маслозаводы, мясокомбинатам, элеваторам т.д.) и различным заготовительным организациям (посредникам). По взаимному согласию сторон указаны цены могут корректироваться в соответствии с изменением конъюнктуры рынка и платежеспособности населения.

2. Свободные рыночные цены. Они формируются под воздействием спроса и предложения, сложившихся при реализации продукции. С учетом действия этого фактора производитель самостоятельно определяет уровень данных цен. Разновидностью свободных рыночных цен являются биржевые цены (на зерно, подсолнечник, сахар, масло, партии животных и т.п.), а также цены, по которым предприятие или посредник реализует продукцию через собственную торговую сеть. Государство может оказывать побочное влияние на формирование свободных и договорных цен через экономические рычаги (условия кредитования, налогообложения) и проведением соответствующей антимонопольной политики.

3. Регулируемые цены. Государство оказывает регулирующее влияние на уровень цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции через механизм установления залоговых цен. Так, согласно Указу Президента Украины «О неотложных мерах по стимулированию производства и развития рынка зерна» (июнь 2000 г.) такие цены введены на зерно с целью преодоления негативных последствий сезонных и конъюнктурных колебаний объемов продаж и цен на этот вид продукции и на хлебопродукты.