Экономика агропредприятий

Право самостоятельного определения цены на продукцию

В условиях рыночной экономики субъекты предпринимательской деятельности наделены правом самостоятельного определения цены на продукцию, которую они производят. Наличие этого права обусловливает возникновение ценовой конкуренции между производителями. Каждый из них пытается продать произведенный товар, сохранить, а по возможности и расширить свою нишу на рынке и тем самым укрепить на нем свое положение. Это попытка реализуется предприятиями по двум направлениям:

- рациональным использованием факторов неценовой конкуренции, прежде всего повышением качества продукции (см. тему 18);

- регулировкой уровня цен на товары собственного производства.

Если товар производителя не имеет лучших свойств по сравнению с идентичным товаром конкурентов, в этом случае борьба за рынок сбыта сосредоточивается на цене. Предприятие-производитель может снизить ее уровень по сравнению с конкурентной ценой и благодаря этому, как нам уже известно, достичь преимуществ над своими конкурентами. Ведь чем ниже цена, тем выше, при прочих равных условиях, спрос на продукцию, тем более производитель может ее реализовать. И если ценовой спрос на товар эластичен, предприятие за счет дополнительного дохода от расширения объема продаж с избытком компенсирует потери от снижения цены. Аналогичный эффект достигается на продукцию с неэластичным ценовым спросом в условиях ее дефицита.

Как видим, ценовая конкуренция проявляется в попытке товаропроизводителей использовать цену как рычаг удержания и укрепления своей позиции на рынке. Однако, снижая цену для завоевания рынка сбыта, товаропроизводитель должен обязательно принимать во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, снижение цены не должно быть слишком большим, поскольку это может вызвать обратную психологическую реакцию покупателей - они могут перестать покупать этот товар, боясь, что его низкая цена обусловлена низким качеством. Иными словами, товаропроизводителю следует помнить, что цена воспринимается покупателями и как аккумулированный показатель качества товара, а потому ее снижение не должно вызывать подозрение потребителей относительно низких его потребительских свойств.

Во-вторых, благодаря снижению цены товаропроизводителем достигаются временные преимущества над конкурентами, поскольку последние способны легко скопировать это мероприятие, также снизив цену на свои товары.