Экономика агропредприятий

Минимальная цена

Тем самым они лишают такого товаропроизводителя возможности увеличивать сбыт своего товара за счет ценового фактора. Однако товаропроизводитель может на этом не остановиться и принять решение о дальнейшем снижении цены. Такая мера нередко приводит аналогичные действия конкурентов. Это приводит к возникновению так называемых «ценовых войн», которые становятся причиной получения конкурентами низких доходов и даже убытки. Здесь следует заметить, что такие войны могут возникать тогда, когда количество производителей-конкурентов одного и того же товара невелика, а покупатели хорошо осведомлены о сходстве этого товара по потребительским свойствам.

В-третьих, в условиях ценовой конкуренции укрепляют свое положение на рынке те предприятия, которые производят товары с высокой ценовой конкурентоспособностью, под которой понимают степень возможного снижения товаропроизводителем цены на свой товар по сравнению с рыночной ценой, при котором обеспечивается безубыточность его производства.

Ценовую конкурентоспособность (ГК) определяют по формуле:

ЦК = (Ц - ПС): Ц,

где Ц - цена 1 ц продукции; ПС - полная себестоимость 1 ц продукции (производственная себестоимость плюс расходы на реализацию продукции). Нетрудно заметить, что данная формула является частичной модификацией формулы рентабельности продаж.

Высокую ценовую конкурентоспособность имеют предприятия, которые экономически способны продавать свою продукцию по ценам ниже минимальной цены конкурентов, и получать при этом прибыль. Минимальная цена - это индивидуальная цена, которая формируется на каждом предприятии, при которой оно получает нулевую прибыль. Следовательно, она определяется затратами на производство единицы товара, понесенными тем или иным товаропроизводителем.

Если фактическая цена реализации будет ниже минимальной, предприятие нести ущерб, а если выше - получать прибыль. Следовательно, чем ниже себестоимость производства продукции, тем меньше будет его минимальная цена по сравнению с минимальной ценой предприятий, себестоимость продукции которых выше, и наоборот. Например, у предприятия себестоимость 1 т гречки составляет 270 грн, а у ближайших конкурентов - 320 грн при рыночной цене 1т при ее реализации для переработки на крупу - 540 грн.