Экономика агропредприятий

Цена реализации и полная себестоимость центнера продукции

Это означает, что минимальная цена на гречку для данного предприятия на 50 грн меньше, чем для конкурентов (320 - 270). Для завоевания местного рынка сбыта предприятие может снизить цену на гречку на 270 грн за 1 т (540 - 270) и не получать при этом убытков, тогда как конкуренты - на 220 грн (540 - 320). Понятно, что предприятие высокую ценовую конкурентоспособность по данному виду продукции, чем другие товаропроизводители. Ее уровень составляет 50% [(540 - 270): 540] - 100, тогда как у конкурентов только - 40,7%. Полученный результат означает, что предприятие для завоевания местного рынка сбыта имеет экономическую возможность снизить цену на гречку против уровня рыночной цены на 50% и не испытывать при этом убытков, тогда как конкуренты могут допустить такое снижение лишь на 40,7%. Если конкуренты перейдут этот предел, производство данного вида продукции в них будет убыточным.

Приведенные рассуждения дают также основания для вывода, что показатель степени ценовой конкурентоспособности товара является прямым отражением уровня эффективности его производства, а потому должен всесторонне анализироваться и широко использоваться менеджерами при ее анализе и обосновании управленческих решений.

На ценовую конкурентоспособность товара влияют два фактора: цена реализации и полная себестоимость центнера продукции. Для количественного определения влияния этих факторов на данный показатель можно воспользоваться индексным методом:

Ценовая конкуренция и ценовая конкурентоспособность

где индексы - 1 и 0 указывают соответственно на отчетный и базовый года.

Левая часть формулы отражает общий индекс ценовой конкурентоспособности продукции. Если от числителя этого индекса вычесть его знаменатель, то получим изменение ценовой конкурентоспособности в отчетном году по сравнению с базовым. Например, если в отчетном году степень ценовой конкурентоспособности составил 0,56 (или 56%), а в базовом - 0,38 (или 38%), то изменение этого показателя равно 0,18, то есть 18 п.п. (0,56 - 0,38). Иными словами, рентабельность продаж выросла на 18 процентных пунктов.

Первый частичный индекс фиксирует влияние на ценовую конкурентоспособность цены продажи, а второй - полной себестоимости продукции.