Экономика агропредприятий

Ценовая эластичность товара

Разница между числителем и знаменателем каждого из этих частичных индексов указывает на абсолютное влияние исследуемых факторов на изменение ценовой конкурентоспособности в отчетном году по сравнению с базовым. Сумма указанных разниц должна равняться общей изменении ценовой конкурентоспособности. Если, скажем, числитель первая частичная индекса равна 0,56, а знаменатель - 0,5, а второго - соответственно 0,5 и 0,38, то разница между ними составит 0,06 и 0,12, - а сумма разниц - 0,18, т.е. совпадает с общим изменением ценовой конкурентоспособности.

Для предприятия важно, что общий индекс ценовой конкурентоспособности был больше единицы, поскольку это свидетельствует об укреплении позиции предприятия на рынке. Если разница между числителем и знаменателем первая частичная индекса имеет положительное значение, то это указывает на повышение ценовой конкурентоспособности продукции за счет ценового фактора. В нашем примере эта разница составляет 0,06 и означает, что ценовая конкурентоспособность выросла благодаря повышению цены реализации на 6 п.п. Аналогично осуществляется оценка и по второму частичным индексом. Полученный результат 0,12 означает, что за счет снижения полной себестоимости центнера продукции ее ценовая конкурентоспособность (рентабельность продаж) выросла на 12 п.п. При условии, что разница между числителем и знаменателем любого частичного индекса имеет отрицательное значение, это будет свидетельствовать, что данный фактор снизил ценовую конкурентоспособность продукции на величину указанной разницы.

Ценовая эластичность товара изменяется под влиянием сезонного роста (снижения) цен. В сельском хозяйстве такое изменение характерна для многих видов сельскохозяйственной продукции, но на современном этапе наиболее рельефно она проявляется в молочном скотоводстве и промышленном яичном птицеводстве. Скажем, с наступлением осени продуктивность птицы снижается, что приводит к уменьшению предложения яиц и как следствие - к повышению цены на них. Здесь закономерно возникает вопрос: насколько птицефабрики могут повысить цену на яйца, чтобы по этой причине не допустить затоваривания данным видом продукции на местном рынке?

Для того чтобы дать ответ на такой вопрос, необходимо осуществить прогноз сезонного уменьшения объема производства яиц на птицефабрике в осенний период на основе опыта прошлых лет, а также осуществить маркетинговое исследование рынка с целью сбора информации для определения коэффициента эластичности ценового спроса на яйца.