Экономика агропредприятий

Степень рискованности производства в зависимости от колебания цен на рынке

Полученные результаты такого анализа важны еще и потому, позволяющие судить о степени рискованности производства соответствующего вида продукции. В нашем примере она низкая, поскольку предприятие получать прибыль даже при снижении урожайности до 53,4% [(1 - 14: 30) - 100].

Время менеджеры предприятия могут определить степень рискованности производства в зависимости от колебания цен на рынке (в нашем примере - на рынке зерна). Для этого нужно знать минимальную цену реализации, МЦ при которой достигается безубыточность производства. Такой ценой, как нам известно, является полная себестоимость центнера продукции. В нашем примере она равна:

МЦ = СВ: Уз,

где Уз - плановая урожайность культуры (производительности одной головы животных). Согласно нашим данным МЦ = 24,33 грн (730: 30). Как видим, рискованность производства зерна и по параметру цены низкая для предприятия, поскольку оно получать прибыль за снижение цены до предела 53,2% [(1 - 24,33: 52) - 100] при условии получения плановой урожайности.

Перед руководителями предприятия нередко возникает проблема, требует обоснованного решения: целесообразно продавать определенную продукцию в лучшие для потребителя сроки по повышенной цене с учетом того обстоятельства, что такая продукция, как правило, высокую себестоимость. Например, реализация картофеля урожая текущего года в следующем году требует от предприятия дополнительных затрат на ее хранение и одновременно учета потерь картофеля в процессе такого хранения. Все это удорожает данный вид продукции. Получение раннего урожая овощей также требует от предприятий дополнительных затрат, что повышает их себестоимость. Проданные сахарную свеклу на сахарный с 1 по 15 сентября по повышенной цене имеют высокую себестоимость за счет более низкого уровня урожайности в указанном временном отрезке.

Следовательно, нужно определить предельную границу роста себестоимости центнера продукции, за которой сохраняется уже достигнутый уровень рентабельности ее производства повышенной цены. Для этого запишем формулу определения уровня рентабельности:

1 - Сх): В = Ро,

где Ц1 - Повышенная цена за 1 ц продукции благодаря реализации ее в благоприятные для потребителей сроки; Сх - предельный уровень роста себестоимости единицы продукции, при котором сохраняется достигнутый уровень рентабельности производства (Ро), коэффициент.