Экономика агропредприятий

Процесс формирования доходов аграрных предприятий

Стало очевидным, что без радикального государственного вмешательства в процесс формирования доходов аграрных предприятий невозможно достичь в ближайшей перспективе существенных сдвигов в наращивании объемов производства сельскохозяйственной продукции, а следовательно, решить проблему удовлетворения потребностей населения в продовольствии.

За указанный период государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществлялось главным образом в направлении либерализации ценовой политики и предоставления все большей самостоятельности аграрным предприятиям в осуществлении хозяйственной деятельности и лишь изредка делались попытки экономической поддержки доходов аграрных предприятий. Однако они не носили системного характера и не отличались глубиной влияния на состояние их экономики. Так, в 1991 г. государство частично компенсировало убытки аграрных предприятий от реализации продукции, в 1992 г. из-за гиперинфляции осуществлялась доплата на животноводческую продукцию за каждую тонну реализации государству, в 1994 г. предприятиям АПК предполагалось предоставлять льготный кредит. Все эти годы были сохранены, хотя в очень суженном объеме, традиционные рычаги государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: селекция и семеноводство, племенное и ветеринарное дело, охрана земель и окружающей среды, подготовка и переподготовка кадров и т.д.. Однако в целом масштабы экономической поддержки сельскохозяйственного производства были чрезвычайно малы и не шли ни в какое сравнение с теми колоссальными потерями, которые понесло сельское хозяйство за годы экономического кризиса.

Справедливости ради отметим, что экономическая поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в этот период была неэффективной не только из-за ее малые объемы и недостаточную гибкость, но и из-за отсутствия настоящего хозяина на земле. Ведь КСП, были тогда доминирующей организационной формой хозяйствования на селе, объективно не могли адаптироваться к требованиям рынка, а потому подавляющее большинство из них отмечалась низким уровнем хозяйствования. В этих условиях достичь должной отдачи от государственной экономической поддержки сельскохозяйственного производства было очень трудно или невозможно вообще.