Экономика агропредприятий

Обобщение опыта государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства

Закон закрепляет введен в 2000 г. режим специального кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предусмотрено, в частности, за счет Государственного бюджета Украины компенсацию ставки по кредитам в размере не менее 50% учетной ставки, установленной Национальным банком Украины. На качественно новую основу относятся отношения в сфере страхования рисков. Так, введено обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, а урожая зерновых культур и сахарной свеклы - аграрными предприятиями всех форм собственности, причем за счет Государственного бюджета должно компенсироваться не менее 50% величины страховых ставок (платежей) по обязанности "страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

Принципиально важным является то обстоятельство, что Законом предусмотрены четкие ориентиры использования средств Государственного бюджета Украины на развитие сельского хозяйства Украины. Установлено, в частности, что доля расходов упомянутого бюджета на финансирование развития сельского хозяйства должна быть не менее 5% его расходной части. Реализация этой нормы Закона позволит улучшить финансирование традиционных направлений государственной поддержки отрасли, прежде семеноводства, племенного дела, охраны земель.

Как видим, в начале 2002 г. государственное регулирование и экономическая поддержка доходов отечественного сельскохозяйственного производства стали отмечаться определенной системностью и комплексностью, поскольку в процессе их осуществления задействованы важнейшие экономические рычаги: ценовой, налоговый и кредитный механизмы. Понятно, что говорить о полном совершенство действующих форм и методов государственного регулирования и поддержки доходов отрасли было бы преждевременным. Недостаточны и масштабы такой поддержки. Учитывая сказанное вызывает интерес опыт решения этой проблемы в развитых странах Запада.

Обобщение опыта государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства, анализ его результатов дают основания для вывода, что их эффективность может быть достигнута, когда, во-первых, ресурсы, льготы, дотации, субвенции и т.п.выделяться под заранее обоснованные государственные программы развития сельского хозяйства и поддержки сельских товаропроизводителей, во-вторых, когда обеспечивается безусловное соблюдение аграрными предприятиями обязательных требований, предусмотренных данными программами, в-третьих, когда заранее точно определяется доля государства и доля хозяйств в затратах при реализации соответствующих программ.