Экономика агропредприятий

Прямые дотации из государственного бюджета фермам

В некоторых странах ЕС практикуются прямые дотации из государственного бюджета фермам, расположенным в неблагоприятных природных условиях хозяйствования. Полученные выплаты должны направляться на модернизацию производства. Значительные субсидии государства выделяются на борьбу с водной и ветровой эрозией. В США, например, удельный вес расходов государства на это мероприятие составляет 86%. Кроме того, здесь государство берет на себя расходы на борьбу с карантинными сельскохозяйственными вредителями.

Для поддержания высокого уровня объема и эффективности производства за счет государственного бюджета осуществляется финансирование фундаментальных и прикладных исследований в аграрной сфере. Быстрому распространению достижений НТП помогает система консультационных пунктов, которые частично финансируются за счет государственного бюджета.

Для определения уровня государственной поддержки фермерских хозяйств рассчитывается специальный показатель отношением всех ценовых и позацинових дотаций на производство и реализацию продукции к ее фермерской цены. Во многих странах этот показатель достигает, как правило, 20-40%, а в отдельных - даже до 70%. Как видим, масштабы государственной поддержки сельского хозяйства довольно существенные. Становится понятным, что эта отрасль в Украине может быть эффективной и конкурентоспособной на мировом рынке лишь при условии, когда она отрасли-донора, подпитывает другие отрасли народного хозяйства, превратится в отрасль опирается на надлежащую государственную поддержку. Становится также очевидным, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства должна иметь гибкую структуру, зависят от состояния отрасли.

В заключение отметим, что в отдельных развитых странах, например, в США, разработаны программы по уменьшению государственной поддержки доходов фермерских хозяйств с тем, чтобы в дальнейшем не допускать перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Учитывая высокий уровень развития сельского хозяйства в этих странах, крепкую экономику фермерских хозяйств и их мощный материально-технический потенциал такие эксперименты с уменьшением поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют право на существование.Для Украины такое изменение аграрной политики является не только не приемлемой, а была бы вредной учитывая слабую экономику аграрных предприятий, истощенный их основной капитал и низкий уровень производства сельскохозяйственной продукции.