Экономика агропредприятий

Изменение спроса на товар

Нами рассмотрено, как изменяется количество нужного товара на рынке в зависимости от изменения его цены. Но известно, что существует ряд других факторов, влияющих на спрос (цены взаимозаменяемых и сопутствующих товаров, величина дохода потребителей и их численность и т.д.). Изменения в этих факторах могут привести смещение кривой спроса. Направление такого смещения зависит от того, как действует тот или иной фактор. Снижение цены на взаимозаменяемый товар, скажем, на свинину, привело бы к смещению кривой спроса на говядину вниз. Предпочтения и вкусы потребителей со временем меняются, и если такие изменения благоприятные для продукта, они смещают кривую спроса вверх, когда неблагоприятные, то вниз.

Смещение кривой спроса вверх (вправо) означает, что в данной цены товара все потребители будут покупать его больше, если рынок остается насыщенным. И наоборот, смещение кривой спроса вниз означает, что в данной цены все потребители будут покупать этого товара меньше. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим следующий пример. Предположим, что доходы населения выросли и потребители имеют возможность выделять из своего бюджета больше средств для приобретения продуктов питания и, в частности, арбузов. Представим также, что количественно спрос на арбузы для каждого уровня цены вырос на 3000 тыс. шт., А предложение этого товара для этих уровней цен осталась неизменной (табл.1.3).

Таблица 1.3

Изменение спроса на товар ЗА разные цены на него

Ïðîïîçèö ³ ÿ, òèñ. øò.

Ö ³ íà çà 1êã êàâóí ³ â, ãðí.

Спрос на товар, тыс. шт.

начальный

новый

1,0

0

3 000

9 000

0,9

1 000

4 000

8 500

0,8

2 000

5 000

8 000

0,7

3 000

6 000

7 500

0,6

4 000

7 000

7 000

0,5

5 000

8 000

6 500

0,4

6 000

9 000

6 000

0,3

7 000

10 000

5 500

0,2

8 000

11 000

5 000

0,1

9 000

12 000

4 500

0

10 000

13 000

0

При таких обстоятельствах кривая спроса на арбузы смещаться вверх. Поскольку предложение остается неизменной, то на рынке создаваться избыток спроса и устанавливаться тенденция к повышению цены.