Экономика агропредприятий

Анализ уровня рентабельности

Для выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производства важно осуществить всесторонний анализ показателей рентабельности.

Из логики построения показателя уровня рентабельности следует, что его величина зависит от двух факторов - цены реализации центнера продукции и уровня ее себестоимости. Для определения изменения уровня рентабельности от изменения цены Методика анализа рентабельности производства можно воспользоваться формулой:

Методика анализа рентабельности производства

где Ц1 и Ц0 - Цена реализации 1 ц продукции соответственно в отчетном и базовом годах; С1 - Себестоимость 1 ц продукции в отчетном году. Влияние себестоимости на уровень рентабельности Методика анализа рентабельности производства можно определить, отняв от уровня рентабельности отчетного года показатель Методика анализа рентабельности производства или из выражения:

Методика анализа рентабельности производства

где Р0 - Уровень рентабельности в базовом периоде; С0 - Себестоимость 1 ц продукции в базовом периоде.

При анализе уровня рентабельности нужно учитывать следующие закономерности изменения этого показателя под влиянием рассмотренных факторов.

1. При условии, что себестоимость центнера продукции ниже цены реализации, то при любой величины себестоимости каждый процент роста цены обуславливает повышение уровня рентабельности более чем на один процентный пункт.

2. За одного и того же уровня себестоимости продукции каждый процент роста цены приводит к увеличению уровня рентабельности на одну и ту же величину (процентных пунктов).

3. С повышением уровня рентабельности, достигнутого благодаря снижению себестоимости продукции, каждый процент роста цены обеспечивает все больший прирост уровня рентабельности (процентных пунктов) по сравнению с таким приростом при низком уровне рентабельности.