Экономика агропредприятий

Объем реализации продукции

д. и снижения себестоимости на 10% - 1,285 п.п. В данном случае полностью подтверждается четвёртое закономерность, причем с повышением начального уровня рентабельности, взятого для анализа, каждый процент снижения себестоимости обеспечивает все больший прирост рентабельности по сравнению с таким приростом при низком уровне этого показателя. Например, 50% уровня рентабельности снижения себестоимости на 1% обеспечивает прирост уровня рентабельности на 1,515 п.п., на 2% - 1,546 п.п., 3% - 1,578, 4% - 1,611, на 10% - 1,832 п. п. В общем итоге снижение себестоимости на 10% обеспечило в данном случае рост уровня рентабельности на 16,67 п.п., тогда как за такого же начального уровня рентабельности (50%) рост цены на 10% приводит к повышению этого показателя на 15 п.п. .

Теперь становится очевидным, что основным направлением повышения уровня рентабельности является снижение себестоимости продукции, поскольку это обеспечивает больший прирост исследуемого показателя. Этот вывод приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что предприятие имеет реальные рычаги влияния на себестоимость продукции, тогда как на цену его влияние в большинстве случаев ограничен или вообще невозможен.

Мы уже отмечали, что для предприятия очень важно получать большую массу прибыли как основного источника расширенного воспроизводства. В связи с этим необходимо определить, какие факторы повлияли на массу прибыли в отчетный период по сравнению с прошлым и в какой мере это влияние обусловило изменение его абсолютной величины. Экономический механизм образования прибыли позволяет вычленить три важнейшие факторы, влияющие на массу прибыли предприятия или его отдельной отрасли: объем реализации, уровень полной себестоимости центнера реализованной продукции, среднюю цену реализации центнера продукции.

Количественное влияние каждого из названных факторов на изменение прибыли можно определить, разложив его общий индекс на три взаимосвязанных частичных индексы:

Методика анализа рентабельности производства

где g1 и g0 - Объем реализации продукции соответственно в отчетный и базовый года; Ц1 и Ц0 - Средняя цена реализации 1 ц продукции в отчетный и базовый года; С1 и С0 - Себестоимость 1 ц продукции в выделенных годах.