Экономика агропредприятий

Относительное изменение прибыли в зависимости от изменения объема реализованной продукции

Первый индекс правовой части формулы фиксирует относительное изменение прибыли в зависимости от изменения объема реализованной продукции, второй - от изменения средней цены реализации и третий - от изменения себестоимости продукции. Абсолютное влияние каждого фактора на изменение прибыли в отчетный год определяется вычитанием знаменателей индексов от их числительных. Чем больше общий индекс прибыли, тем большую массу этого эффекта получило предприятие, и наоборот. Следует помнить, что соотношение и направленность действия рассмотренных факторов могут быть в каждом конкретном случае разные. Поэтому нужно выяснить причины, которые обусловили изменения в объеме реализации, а также в уровнях цены и себестоимости центнера продукции, и принять обоснованное решение по повышению прибыльности производства.

Одновременно применяя индексный прием исследования, каждое предприятие может проанализировать изменение массы прибыли в расчете на центнер продукции. На этот показатель влияют такие два укрупненных факторы, как среднереализационных цена и себестоимость центнера продукции. Количественное влияние этих факторов на данный показатель можно определить по формуле:

Методика анализа рентабельности производства

где М1 и М0 - Масса прибыли в расчете на 1 ц продукции соответственно в отчетный и базовый года.

Первый частичный индекс позволяет определить влияние цены на массу прибыли в расчете на центнер продукции, а второй - влияние себестоимости. Предприятия заинтересованы в том, чтобы этот показатель рос за счет обоих факторов. Хотя возможности использования первого фактора более ограничены, чем второго, все же предприятия в условиях рыночной экономики должны постоянно создавать предпосылки для экономии затрат, увеличение объема продаж по максимально возможным ценам.

По теме 14 нам уже известно, что одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является показатель нормы прибыли на авансированный капитал (рентабельность активов). Уровень его напрямую зависит от рентабельности продаж и числа оборотов авансированного капитала (Чак), Определяемый по формуле: