Экономика агропредприятий

Эпоха Великих географических открытий - Часть 11

Последняя представляла собой собранные вместе неизвестным автором рассказы о морских путешествиях XIV в. В ней опущены будничные подробности рискованных плаваний, но вдохновенно (хотя и неточно) описаны новые земли и странные обычаи и физический облик их обитателей. Даже в XVII и XVIII вв. "Мандевиль" пользовался популярностью среди рядовых читателей и не всегда воспринимался как выдумка.

Постепенно богатые выдумки рассказы уступили место истинным оценкам, объективным характеристикам внешних особенностей людей, животных, растений, природы в целом. Обработка этих данных показало ошибочность многих представлений предыдущих авторов. Это создало достаточное пространство для формирования "новой географии". Однако в трудах того времени приводилась лишь новая информация о различных объектах, которые были обнаружены в ходе географических открытий. Что же касается методов их исследования, то они оставались преимущественно старыми.

Из всех отраслей географии наибольшие успехи за годы Великих открытий были достигнуты краеведением и картографией. Это объясняется колоссальной популярностью книг, в которых описывались чужеземные края, а также большим спросом на карты, которые были необходимы для осуществления новых походов. Быстрому развитию картографы способствовало внедрение ряда измерительных приборов и применение голландским ученым Б. Снелиуса (1580-1626 pp.) Способа триангуляции для определения расстояний на поверхности Земли. Это дало возможность составлять карты с большой точностью.

В дальних экспедициях европейцы собрали много новых географических сведений. Пора показать их на смотровых картах. Отец картографии нового времени Г. Меркатор, его товарищ А. Ортелий и их коллеги создали первые атласы, которые стали значительными вехами в географической науке. Для составления карт была использована цилиндрическая проекция, которая получила название проекции Меркатора: она позволяет сохранить углы, или, что то же самое, направления. Например, если на карте соединить прямой Лиссабон с Нью-Йорком и отмерить угол между этой прямой и направлением на север, то, следуя намеченного курса, можно попасть из Лиссабона в Нью-Йорк.