Экономика агропредприятий

Органолептический метод

В конкурентной борьбе лишь те предприятия сохраняют и улучшают свое положение на рынке, которые последовательно ведут работу по поддержанию и совершенствованию качества продукции по важным для потребителей показателями. Такое совершенствование положительно повлияет на спрос, следовательно, и на доходность предприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах. Как уже отмечалось, важно также, чтобы качественные характеристики продукции имели количественное измерение и могли быть подвергнуты проверке потребителем. Только в таком случае производитель может оперативно контролировать формирование качества продукции, а потребитель - своевременно убедиться в соответствии ее фактических показателей принятому стандарту.

Учитывая сказанное важно обеспечить своевременность, оперативность и достоверность определения показателей качества продукции. Решению этой проблемы в значительной степени способствует применение совершенных методов такого определения, среди которых наиболее распространенными ныне органолептический, лабораторный (измерительный), социологический и экономико-статистический методы.

Органолептический метод основывается на использовании и оценке информации, которую получает человек благодаря своим органам чувств (зрения, запаха, вкуса, слуха, осязания). С его помощью оценивается конечная продукция потребляется в свежем виде. При этом внимание сосредоточивается на размере товара (например, продукции плодово-ягодных, бахчевых культур и т.п.), цвете, запахе, твердости (мягкости) при прикосновении, на вкусе.

Вместе органолептический метод широко используется и для оценки сельскохозяйственного сырья. В частности, этим методом определяют, например, наличие цветущих, подвяленных, подмороженных, механически поврежденных корней сахарной свеклы, их тургорнисть, а в семенах подсолнечника - вкус, запах, цвет. Точность оценки качества продукции этим методом зависит от опыта, практических навыков и квалификации экспертов. Понятно, что результаты такой оценки содержат элементы субъективизма, поскольку упомянутые характеристики качества не поддаются точному измерению. Обоснованность выводов экспертов повышается благодаря возможности использования ими некоторых технических средств (микроскоп, лупа), усиливающие информативность экспертов через их органы чувств.