Экономика агропредприятий

Определение оптимального уровня качества продукции

Повышение качества продукции требует дополнительных затрат не только интеллектуального труда, но, как правило, и материально-денежных средств. Поскольку повышение качества сельскохозяйственной продукции в большинстве случаев равносильно росту объема ее производства, упомянутые расходы следует рассматривать как переменные. Как свидетельствует мировая практика и, прежде всего, опыт высокоразвитых стран Запада, во всех отраслях народного хозяйства сформировалась устойчивая тенденция к росту затрат на улучшение качества продукции. Но следует помнить, что высокое качество не должна достигаться любой ценой. Это же касается использования других неценовых факторов повышения конкурентоспособности товаров. Дополнительные расходы, связанные с реализацией комплекса этих факторов, должны быть экономически целесообразными, т.е. спрос на продукцию, а в отдельных случаях и цена должны вырасти на большую величину, чем это требуется для возмещения с избытком названных расходов.

Однако превышение дополнительного дохода над расходами, понесенными на совершенствование товара и стимулирования его сбыта, может быть различным. Поэтому возникает потребность в определении оптимального уровня этих расходов. Он достигается тогда, когда разница между дополнительным эффектом от улучшения качества продукции и дополнительными расходами на такое улучшение наибольшая (рис. 18.1).

Расходы на улучшение качества продукции и направления обеспечения ее конкурентоспособности по качеству

Рис. 18.1. Определение оптимального уровня качества продукции; заштрихованная площадь - это прибыль, которую может получить предприятие от улучшения качества продукции за разного уровня дополнительных затрат

Аналогичный подход к определению оптимального уровня затрат выдерживается и в других неценовыми факторами, связанными со стимулированием сбыта продукции. Менеджеры предприятия должны осознавать, что дополнительный доход от улучшения качества продукции и рационального использования других неценовых факторов конкуренции может формироваться за счет повышения цены сохранения прежнего объема продаж или благодаря сохранению прежнего уровня цены, но увеличению объема продажи продукции, на которой возникает дополнительный спрос.