Экономика агропредприятий

Сдвиг кривой спроса

Такое увеличение продаж происходит через сдвиг кривой спроса вправо из положения D в положение D1 (Рис. 18.2). В результате объем продаж увеличивается на величину Q1 - Q. Дополнительный доход при этом равна произведению дополнительного объема продаж на сумму прибыли, получало предприятие в расчете на единицу продукции при прежней цене. Важно также знать, что дополнительный доход предприятие может получать и благодаря сочетанию рассмотренных факторов - повышению цены и росту объема продаж.

Расходы на улучшение качества продукции и направления обеспечения ее конкурентоспособности по качеству

Рис. 18.2. Сдвиг кривой спроса вправо и увеличения объема продаж при повышении качества продукции и сохранении предыдущей цены

В случае, повышение качества продукции требует дополнительных затрат, обусловливающие подорожание продукции, экономистам предприятия нужно определить, по какой минимально повышенной цене уже будет экономически оправдано продавать такую более дорогую продукцию с тем, чтобы сохранить уже достигнутый уровень ее ценовой конкурентоспособности. Для этого можно воспользоваться следующей методике.

Запишем формулу ценовой конкурентоспособности продукции со следующим значением символов:

Расходы на улучшение качества продукции и направления обеспечения ее конкурентоспособности по качеству (18.18)

где Рпо - рентабельность продаж, достигнутая в базовом году (коэффициент); Цх - поисковая минимально повышенная цена, при которой реализация произведенной более качественной продукции с возросшей себестоимостью обеспечит достигнутую в базовом году рентабельность продаж (ценовую конкурентоспособность) С1 - Себестоимость продукции повышенного качества.

Осуществим необходимые алгебраические преобразования данной формулы:

Цх - Рпо = Цх - С1;

(Цх - Рпо) + С1 = Цх;

С1 = Цх - (Цх ∙ Рпо)