Экономика агропредприятий

Определение уровня рентабельности

С1 = Цх - (1 - Рпо).

Отсюда: Расходы на улучшение качества продукции и направления обеспечения ее конкурентоспособности по качеству (18.19)

Предположим, что в базовом году предприятие реализовало молоко по цене 55 грн за 1 ц и себестоимостью его производства 44 грн. В этих условиях рентабельность продаж составит (55 - 44): 55 = 0,2. Чтобы повысить качество молока и реализовывать его высшим сортом, предприятие понесло необходимые расходы (поставило мощные холодильные установки, осуществило более жесткий технологический контроль и т.п.) и это привело к повышению себестоимости молока до 48 грн за 1 ц. Используя выведенную формулу, находим, что предприятие сохранит достигнутое ценовую конкурентоспособность молока при условии, если сможет его реализовать по цене 60 грн за 1 ц (48: (1 - 0,2) = 60.

Принципиальный аспект данной методики может быть использован и тогда, когда предприятие поставило себе целью сохранить базовый уровень рентабельности более качественной продукции, себестоимость которой возросла из-за понесенные предприятием дополнительные расходы для обеспечения такого качества. Задача, как и в предыдущем случае, заключается в определении минимально повышенной цены, при которой достигается поставленная цель.

Запишем формулу определения уровня рентабельности:

Расходы на улучшение качества продукции и направления обеспечения ее конкурентоспособности по качеству (18.20)

где Ро - достигнутый уровень рентабельности в базовом периоде.

Осуществим необходимые алгебраические преобразования данной формулы:

Ро - С1 = Цх - С1;

Ро - С1 + С1 = Цх.

Отсюда:

Цх = С1 (Ро + 1). (18.21)

В нашем примере уровень рентабельности молока в базовом периоде (коэффициент) составлял (55 - 44): 44 = 0,25. По возросшей себестоимости молока до 48 грн за 1 ц уровень рентабельности сохраняется цен реализации 60 грн [48 - (0,25 + 1)].

Следует иметь в виду, что дополнительный эффект от повышения качества продукции зависит не только от размера расходов, но и от их целевого назначения.