Экономика агропредприятий

Ориентация на запросы потребителей

Возникает вопрос: будет тратить аграрное предприятие дополнительные средства на приобретение этих семян, зная, что зернозаготивельни организации не заплатят за товарное зерно нового сорта высокую цену по сравнению с районированными сортами, поскольку для них как потребителей это свойство зерна - его золотистисть - совсем не важна . Очевидно, что при таких условиях ответ на поставленный вопрос может быть только отрицательным.

Для того чтобы обеспечить конкурентоспособную качество каждое предприятие должно обоснованно осуществлять управление качеством, ориентируясь при этом на современные тенденции в его совершенствовании, апробированные в развитых странах и на практике доказали свою эффективность. Одна из важнейших тенденций - ориентация на запросы потребителей с учетом закона возрастающих потребностей. Лозунг «Покупатель (потребитель) всегда прав» в рыночной экономике приобретает полного реального содержания в отличие от его формального провозглашения в условиях планово-централизованной системы хозяйствования. Не менее важное значение приобретает тенденция к предоставлению приоритетности предупредительных (профилактическим) действиям, направленным на недопущение дефектов вместо ориентации на их исправление, даже и своевременное. Именно с этой целью в Японии акцент делается не на контроль каждой единицы или партии продукции, а на создании и контроле условий работы, обеспечении качества рабочей среды (освещения, температуры, чистоты воздуха, влажности, безопасности и т.д.), качества рабочих отношений и качества управления в целом.

Важным направлением обеспечения конкурентоспособности товаров по качеству является создание на предприятиях такой рабочей атмосферы, при которой каждый работник смог бы большей или меньшей степени влиять на качество продукции. Наибольшего успеха в этом отношении достигли японские фирмы, в которых основная ответственность за качество возложена на производственных работников. Для них созданы специальные программы повышения профессиональной подготовки. Видное место в этих программах занимают вопросы качества. Постоянное обучение производственного персонала, повышение его квалификации, создание эффективной системы материальной заинтересованности за повышение качества позволило японским фирмам положить на непосредственных исполнителей контроль за качеством своей работы.