Экономика агропредприятий

Диверсификация в широком смысле

Диверсификация, как специализация и концентрация, является одной из общественных форм организации производства. Слово диверсификация происходит от латинских слов diversus, что означает разное, удаленный и fadere - делать. Как экономический термин диверсификация стала употребляться в западной экономической науке и практике достаточно давно и означает проникновение фирм в новые для них сферы деятельности, благодаря чему они превращаются в многоотраслевые комплексы. Акцент при этом делается на создании таких видов деятельности, которые не связаны с основным производством.

В современных условиях диверсификация в широком смысле этого слова приобретает несколько более глубокого содержания и может быть определена как разнообразие видов деятельности предприятия в производственной, финансовой и маркетинговых сферах.

В экономической литературе выделяют следующие направления диверсификации:

- концентрическая - создание новых видов продукции при существующей технологии и на основе тех же материалов, сырья, ранее использовавшихся на предприятии;

- вертикальная - организация производства продукции, ранее предприятие получало от партнеров-поставщиков;

- горизонтальная - выпуск продукции, для производства которой нужны изменения существующей технологии или разработка новой;

- корпоративная - создание и производство принципиально новой продукции.

Диверсификация производства в сельском хозяйстве, учитывая специфику данной отрасли, имеет свои существенные особенности, что обусловливает необходимость применения принципиально нового подхода к определению ее направлений (форм) и видов по сравнению с приведенными. Оправдано, в частности, выделять по критерию сферы осуществления три формы диверсификации: производственную, финансовую и маркетинговую (см. рис. 23.1).

Диверсификация аграрных предприятий, ее формы и виды

Рис. 23.1. Формы и виды диверсификации аграрных предприятий

Производственная диверсификация - это разнообразие на предприятии видов производств, обеспечивающих получение различной продукции и / или расширение ее ассортимента. Финансовая диверсификация - это разнообразие финансовой деятельности, которая достигается через осуществление предприятием различных видов краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. Маркетинговая диверсификация связана с созданием предприятием собственной торговой сети, расширением каналов сбыта продукции, задействованием большего количества маркетинговых рычагов продвижения товара на рынок, организацией (при необходимости) послепродажного обслуживания проданных товаров.