Экономика агропредприятий

Продуктово-ассортиментная диверсификация

Примером продуктово-ассортиментной диверсификации может быть производство колбасным цехом новых для предприятия сортов колбас, молокопродуктов - новых видов молокопродуктов, хлебопекарным цехом - различных хлебобулочных изделий и т. д.

Следует отметить, что предприятия могут прибегать к углубленному расширение ассортимента продукции, например производить несколько сортов вареных, копченых или полукопченых колбас. Такое углубление продуктово-ассортиментной диверсификации принято называть дифференциацией товара.

Продуктово-ассортиментная диверсификация может иметь две разновидности: классическая и специфична. Классическая - это такая продуктово-ассортиментная диверсификация, которая осуществляется в пределах определенной номенклатуры продукции. При этом под номенклатуре понимают перечень наименований изделий (продуктов), которые производит предприятие, например молокопродукты, крупы, колбасные изделия.

Особенностью сельскохозяйственного производства также является то, что продуктово-ассортиментная диверсификация может осуществляться в пределах его отдельных отраслей. Скажем, конечным продуктом области зернопроизводства является зерно. Однако предприятие может диверсифицировать эту отрасль, выращивая более широкий, чем раньше набор зерновых и зернобобовых культур и благодаря этому получать зерно с различными потребительскими характеристиками, что и обусловливает его неодинаковое целевое назначение. Такое продуктово-ассортиментную диверсификацию можно назвать специфической, характерной только для аграрных предприятий.

Продуманная продуктово-ассортиментная диверсификация оказывает существенное влияние на экономику предприятия, ведь для ее осуществления требуется значительно меньше средств по сравнению с отраслевой диверсификацией и одновременно она позволяет повысить конкурентоспособность продукции, увеличить ее сбыт благодаря более полному удовлетворению потребностей потребителей, осуществлять гибкую ценовую политику. В результате повышается прибыльность производства, укрепляется позиция предприятия на рынке, растет его конкурентоспособность.