Экономика агропредприятий

Коэффициент Херфинделя-Хиршмана

Необходимо также помнить, что при определенных обстоятельствах субъекты хозяйствования обязаны брать разрешение в Антимонопольном комитете на осуществление ресурсно-экономической концентрации. В частности, это касается случая, когда совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации за последний финансовый год, в том числе и за рубежом, превышает сумму 12 млн евро и при этом стоимость (совокупная стоимость) активов или объем реализации продукции, в том числе за границей, не менее у двух участников концентрации превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро. Это же касается случая, когда стоимость активов или объем реализации товаров в Украине хотя бы у одного участника концентрации превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро, определенную по курсу Национального банка Украины, который действовал в последний день финансового года.

Кроме рассмотренных видов концентрации, значительный интерес для предприятий представляет концентрация отдельных товарных рынков с точки зрения степени их монополизованости. Чем выше он, тем труднее производителю войти в данный рынок с собственным товаром, тем труднее осуществлять собственную ценовую политику, и наоборот.

В мировой практике уровень концентрации соответствующего товарного рынка определяется по нескольким показателям: коэффициентом концентрации, коэффициентом Херфинделя-Хиршмана, коэффициент Джини и Розенблюта. Наиболее доступными для расчета среди них являются коэффициенты концентрации и Херфинделя-Хиршмана. Первый из них характеризует долю совокупных продажу определенного товара приходится на 4, 8, 20, 50 предприятий-лидеров. Существуют также рекомендации, чтобы такую долю определять в другой последовательности, например 3,6, 10 и т.д.

Коэффициент Херфинделя-Хиршмана (Кхх) Определяется по формуле:

Экономическая концентрация и защите экономической конкуренции

где S2ai - доля на рынке i-ого субъекта хозяйствования; n - Количество субъектов хозяйствования.

При чистой монополии данный коэффициент равен 1, или десяти тысячам, когда указанная частота берется в процентах.Чем больше абсолютное значение данного коэффициента, тем монополизованиший рынок, и наоборот. В условиях минимальной концентрации значение коэффициента составляет 1 / п, или 10000 / п.

По методике определения коэффициента Херфинделя-Хиршмана следует, что в нем отражаются различия между предприятиями в объемах продаж товара, а также количество самих предприятий как субъектов данного рынка. Это позволяет осуществлять анализ динамики концентрации рынка товара, определять ее тенденцию и делать обоснованнее выводы относительно перспектив укрепления позиции предприятием на данном рынке.