Экономика агропредприятий

Конечная продукция

Понятие конечной продукции важно для сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий и формирований, а также для агропромышленного комплекса в целом. В общем смысле конечная продукция - это та, которая поступила в личное потребление людей, а также в производственное потребление за пределы предприятия, объединения или АПК. Например, в сельскохозяйственных предприятиях конечная продукция представлена товарной продукцией независимо от каналов реализации, продукцией, использованной в общественном питании, детских садах и яслях и выданной работникам в счет оплаты труда.

Однако это - не полное определение конечной продукции, ведь сельскохозяйственная продукция, оставив пределы предприятия или объединения, может быть производственно употреблена также в пределах агропромышленного комплекса, в других предприятиях или объединениях. Чтобы не было повторного счета, эту продукцию следует учитывать при определении конечной продукции того производственного объекта внутри АПК, который ее производственно потребил.

Итак, конечная продукция по соответствующему предприятию представлена товарной продукцией по всем каналам реализации, продукцией, которая использована на личное потребление в пределах предприятия (в общественном питании, детских садах, яслях, выданная работникам в счет оплаты труда) за минусом купленной сельскохозяйственной продукции, которая использована на производственное потребление в отчетном году.

Конечная продукция определяется в натуральной форме лишь в разрезе отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Например, в отчетном году предприятие произвело 30 тыс. ц зерна. Различным потребителям за пределы предприятия было реализовано 18 тыс. ц, выдано в счет оплаты труда 2 тыс. ц, на корм скота использовано 4 тыс. ц. Для посева яровых культур в данном году предприятие закупило 1100 ц семян первой репродукции. Отсюда конечная продукция отрасли зернопроизводства составляла 19 тыс. ц (18000 + 2000 + + 100 - 1100 = 19000).

В целом по предприятию конечная продукция определяется в стоимостном выражении по ценам фактической реализации (закупки). Продукция, издана на оплату труда и внутрихозяйственное личное потребление, оценивается по средним на определенный вид продукции ценам реализации.