Экономика агропредприятий

Класс грузов

Чем больше объем транспортных работ по предприятию, тем больше ему нужно иметь транспортных средств для перевозки грузов. Одновременно на потребность в этих средствах существенно влияет и такой фактор, как класс грузов.

Зависимости от удельного веса грузов и вызванного ею коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств различают пять таких классов. К первому классу относятся грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности на 100% (зерно, кроме овса и кукурузы в початках, картофель свежий, мука, фрукты свежие в ящиках, камень, цемент, удобрения минеральные и др.), во второй - с использованием грузоподъемности на 99 -71% (шерсть прессованная, зелень огородная в ящиках, капуста свежая, комбикорм, кукуруза в початках, сено и солома прессованные, семян подсолнечника и др.), к третьему - на 70-51% (шерсть непресована, молоко свежее в бидонах и автоцистернах, нефтепродукты, силосная масса, табак, скот домашний большая т.п.), в четвертый - на 50-41% (зелень огородная навалом, коконы шелкопряда, рассада овощная без упаковки, скот домашняя мелкая т.п.), до пятого класса - с использованием грузоподъемности меньше чем на 41% (хлопок).

Транспортные работы в аграрных предприятиях выполняются такими видами транспорта: автомобильным, тракторным, гужевым и в незначительных объемах - трубопроводным (водопроводы, молокопроводы). Соотношение между отдельными видами транспорта и распределение объема перевозок по видам транспортных средств устанавливаются в каждом предприятии с учетом таких факторов, как класс груза, дорожные условия, расстояние перевозок, срочность, погодные условия, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ, технология производства сельскохозяйственной продукции. При прочих равных условиях критерием выбора транспортного средства является минимизация затрат на тонну перевозимого груза.

Согласно требованиям указанного критерия научными учреждениями выработаны рекомендации по выбору наиболее эффективных транспортных средств для выполнения определенных транспортных работ. Установлено, например, что для перевозки крупных партий грузов на дальнее расстояние целесообразно использовать бортовые автомобили повышенной грузоподъемности.