Экономика агропредприятий

Показатели интенсивности

По рекомендациям научных учреждений, потребность в тракторных прицепах в расчете на 1000 га сельскохозяйственных угодий составляет для Степи - 9,8 ед., Лесостепи - 11,4 и для Полесья - 12,2 ед. Потребность в рабочих лошадях определяют, исходя из того, что единица укомплектованного гужевого транспорта может перевезти в год 390-420 т грузов.

Структура грузов, которые формируются в процессе хозяйственной деятельности аграрных предприятий, а также экономическая целесообразность использования соответствующих транспортных средств обусловливают необходимость установления рационального соотношения между автомобильным, тракторным и гужевым транспортом.

Расходы на транспортные работы включаются в себестоимость сельскохозяйственной продукции и удорожают ее производство. Снизить эти затраты можно только благодаря эффективному использованию транспортных средств, прежде всего грузовых автомобилей. Для оценки и анализа уровня их использования применяют ряд технико-экономических показателей, отражающих специфику транспортного процесса, производительность, условия и режим работы транспортных средств.

Для определения отдельных технико-экономических показателей работы автотранспорта используют такие понятия, как автомобиле-дни пребывания в хозяйстве, автомобиле-дни в работе, среднесписочная численность автомобилей и их грузоподъемность. Автомобиле-дни пребывания в хозяйстве рассчитывают суммированием всех календарных дней пребывания каждого грузового автомобиля на предприятии в течение года, а автомобиле-дни в работе - суммированием дней их работы. Делением автомобиле-дней пребывания в хозяйстве на 365 определяют среднеучетную количество автомобилей, а грузоподъемность среднесписочного автомобиля - делением автомобиле-тонно-дней на автомобиле-дни пребывания в хозяйстве.

Все показатели использования автотранспорта делятся на три группы: интенсивности, производительности и экономичности. К показателей интенсивности относят:

коэффициент использования автопарка, который определяется делением автомобиле-дней пребывания в хозяйстве на автомобиле-дни в работе;

коэффициент технической готовности, рассчитываемый делением разницы между автомобиле-дни пребывания в хозяйстве и автомобиле-дни в ремонте на автомобиле-дни пребывания в хозяйстве;