Экономика агропредприятий

Повышение эффективности использования автопарка

Данную формулу можно использовать и для определения и анализа грузооборота по отдельным маркам автомобилей.

Для того чтобы выявить относительный и абсолютный влияние технико-экономических показателей на изменение грузооборота автопарка в отчетном периоде по сравнению с базовым, можно воспользоваться индексным способом. С этой целью в числителе формулы проставляются приведенные выше технико-экономические показатели в отчетном году, а в знаменателе - в базовом. Установить степень влияния на грузооборот предприятия, скажем, фактора грузоподъемности автопарка можно по формуле:

Транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и эффективность их использования

а коэффициент использования автопарка - в выражения:

Транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и эффективность их использования

По такой же методике определяют влияние других технико-экономических показателей. Для выявления степени влияния на грузооборот последнего из них - среднесуточного пробега автомобиля - формула приобретает следующий вид:

Транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и эффективность их использования

Если от числителя любой из приведенных формул отнять ее знаменатель, то результат покажет абсолютном изменении грузооборота, вызванный изменением соответствующего технико-экономического показателя. Каждый из рассчитанных частичных индексов свидетельствует об относительной изменение грузооборота под влиянием данного показателя.

Для улучшения использования транспорта в аграрных предприятиях прежде всего важно достичь рациональной технологической структуры перевозок: автомобилями - 50-65%, транспортными поездами - 30-35, гужевым транспортом - 10%.

Для повышения эффективности использования автопарка необходимо установить рациональную структуру его и достаточно обеспечить прицепами.Сейчас аграрные предприятия остро ощущают нехватку самосвалов и специализированных автомобилей, доля которых должна быть существенно увеличена (до 43 и 20% всего автомобильного парка). Грузоподъемность прицепов целесообразно довести, как минимум, до 10-15% грузоподъемности автопарка. Очень важно также улучшить состояние дорог, повысить квалификацию водителей, улучшить техническое обслуживание автомобилей, перейти на прогрессивные формы организации труда и его материального стимулирования.