Экономика агропредприятий

Инновации

Под последним понимают совокупность прогрессивных, качественно новых изменений, непрерывно возникают во времени и пространстве. Такая трактовка инновационного процесса, по сути, не отличается от понятия НТП. Обоснованнее рассматривать инновационный процесс (инновационное развитие) как важную содержательную составляющую НТП. Результатом этого процесса является инновации, воплощены в кардинально новые или существенно усовершенствованы продукты, технологии, социальные услуги, организационно-экономические решения, приводящие к существенным изменениям в производственной и / или социальной сферах.

Особенностью инновационного процесса является то, что эта составляющая НТП в отличие от других, где создаются инновации, охватывает фундаментальные и прикладные исследования, разработку и проектирование, а также производство (непосредственное создание) нового продукта, технологии и т.д.. Как видим, суть инновационного процесса сводится к созданию инноваций и доведение их до состояния, пригодного для практического использования.

Итак, инновации - это обязательно новости, но, как видим, не все новости являются инновациями. Ведь результат НТП - это не только те новости, которые приводят к значительным изменениям в производстве и социальной сфере и каковы инновации, но и те усовершенствования, которые оказывают менее существенное влияние на конечные результаты производства и социальную практику. Такие новости называют локальными. Скажем, рационализаторские предложения являются результатом НТП, но их нельзя рассматривать как инновации, поскольку они не в состоянии существенно изменить производственный процесс и кардинально повлиять на его результаты.

К локальным новостей относят, например, улучшение отдельных технико-эксплуатационных параметров техники, частичные прогрессивные изменения в технологии производства, совершенствования организации производства и т.д.. Они обусловливают эволюционные преобразования в деятельности предприятий.

Для эффективного функционирования экономики необходимо, чтобы новости вводились на макроуровне путем прогрессивных межотраслевых структурных сдвигов и качественных изменений в состоянии производительных сил.На микроуровне благодаря нововведениям предприятия при необходимости существенно увеличивают производство продукции, улучшают ее качество, достигают необходимой стабильности в результате смягчения воздействия неблагоприятных природных условий, существенно повышают производительность труда, обеспечивают экономию ресурсов и, прежде всего энергоносителей, а также охраняют окружающую среду, успешно решают социальные вопросы, связанные с коренным изменением условий труда, жизни и быта людей на селе.

В условиях рыночной экономики немало предприятий сами продуцируют новые идеи, выступая одновременно движущей силой НТП и субъектом доказывания этих идей до стадии практического внедрения. Как правило, такие предприятия являются владельцами «ноу-хау», благодаря чему достигают прочного положения на рынке.