Экономика агропредприятий

Цена лицензии

В рыночной экономике больших масштабов приобрела коммерциализация интеллектуальной собственности. Наиболее распространенным способом такой коммерциализации является лицензирования, под которым понимают предоставление прав субъектам хозяйствования на использование объектов интеллектуальной собственности - изобретений, товарных знаков, промышленных образцов, достижений селекции, программного обеспечения, ноу-хау и т.д..

Итак, чтобы предприятие приобрел право использования нематериального актива, который является собственностью другого предприятия, он должен приобрести лицензию по определенной цене. Цена лицензии - это сумма средств, которую выплачивает лицензиат (покупатель лицензии) продавцу лицензии - лицензиару.

Цена лицензии существенно зависит от объема прав на ее использование, передаваемых лицензиату. По этому критерию выделяют обычную, исключительную и полную лицензию. По обычной лицензии лицензиар оставляет за собой право эксплуатировать объект интеллектуальной собственности и заключать подобные соглашения на право его использования с другими субъектами хозяйствования. По исключительной лицензии лицензиату передается право исключительного пользования таким объектом, но при этом лицензиар сохраняет за собой право его эксплуатации. Полная лицензия предоставляет лицензиату все права на нематериальный ресурс. Понятно, что при одинаковых прочих условиях высокой будет цена на полную лицензию и самая низкая - на обычную.

В практике лицензионной торговли используют два основных метода определения цены лицензии: на основе массы прибыли лицензиата и на основе роялти. Напомним, что в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (1997 г.) с изменениями от 2 марта 2000 г., определенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», роялти трактуется как платежи любого любого вида, полученные как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование объектом интеллектуальной собственности.

По первым методом цена лицензии определяется как определенная доля прибыли лицензиата.