Экономика агропредприятий

Нематериальные ресурсы

Развитие рыночных отношений в Украине, активизация международных связей, создание совместных предприятий с иностранными участниками, интернационализация финансовых рынков, попытки интегрировать нашу экономику в мировую, и прежде всего в западноевропейскую, необходимость повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции побуждают предприятия, в том числе и аграрные, использовать те рычаги развитой рыночной экономики, которые уже доказали свою эффективность и могут быть с успехом вовлечены в процесс производства, способствуя укреплению позиции на рынке субъектов хозяйствования и интернационализации хозяйственных связей. Среди таких рычагов особое место занимают нематериальные ресурсы (активы), Под которыми понимают немонетарные средства, не имеющие физической, телесной формы, признаются объектом права собственности юридического или физического лица, имеют стоимость и могут быть идентифицированы (отделены от предприятия), используемых предприятием более года и приносят владельцу определенную экономическую выгоду, которую в мировой практике называют роялти. Итак, роялти - это вознаграждение предприятия за использование или предоставление разрешения на использование нематериальных активов (прав интеллектуальной собственности).

Нематериальные ресурсы отражаются по активу баланса предприятий. Они обладают, по своему усмотрению распоряжаются и пользуются ими как любым другим объектом собственности при условии, что эти действия не противоречат действующему законодательству. К ним, как правило, относят различные права предприятия, например, право пользования землей, производственной площадью, патенты (право на изобретательство), торговые марки, товарные знаки, авторские права.

Несмотря на разнообразный состав нематериальных ресурсов, все они имеют общие черты, объединяющие их в это понятие. Характерной из них является то, что этот вид ресурсов не имеет материально-вещественной структуры. Они бестелесные, недотични, незаметны. Кроме того, нематериальные ресурсы подобно основных средств могут использоваться длительное время, не теряя при этом своей потребительной стоимости.