Экономика агропредприятий

Ноу-хау

Стоимость программного обеспечения зависит от того, заказным оно или стандартным, покупным или разработанным на самом предприятии. Владельцы более совершенного программного обеспечения равных условиях достигают лучших результатов хозяйствования благодаря более оперативному и точному решению хозяйственных задач, стоящих перед предприятием. Этот вид нематериального ресурса может тиражироваться и реализовываться другим предприятиям, давая экономическую выгоду их владельцу.

Ноу-хау -Это право на приобретенный производственный и организационно-хозяйственный опыт, технологические решения, техническую информацию, дающие экономическую выгоду предприятию. Ноу-хау отличается от права на изобретение, поскольку, как правило, не патентуется и не подтверждается другими юридическими документами, однако оно является коммерческой тайной предприятия и подлежит тщательной охране.

По природе своего возникновения ноу-хау не имеет первоначальной стоимости, однако предприятие-владелец ноу-хау при создании вместе с другими участниками совместного предприятия может вносить его в счет своего вклада в уставный фонд последнего. По взаимному согласованию сторон определяется стоимость ноу-хау и осуществляется соответствующая запись в учредительных документах о принятии этого вида нематериальных активов на баланс создаваемого предприятия.

Гуд вилл - это деловая репутация или цена фирмы. В данное понятие вкладывают также доброе имя фирмы, ее деловые связи и партнерство, т.е. все, связанное с образом предприятия (имиджем). Деловая репутация фирмы определяется как разница между стоимостью компании как единого целого и рыночной стоимостью ее активов, реализованных каждый в, или как разница между ценой, фактически выплаченной за предприятие, и балансовой стоимостью его имущества. Эта разница может быть весьма существенной. На ее величину влияет ряд факторов, например место расположения предприятия, его производственная структура и структура управления, конкурентоспособность товаров, отношения с покупателями и т.д..

Предположим, что стоимость всего имущества мясоперерабатывающего предприятия составляла 135 млн грн. Потенциальные покупатели готовы заплатить за предприятие 150 млн грн.Отсюда стоимость нематериального ресурса гуд вилл составит 150 - 135 = 15 млн грн. Если бы данное предприятие имело долговые обязательства, скажем на сумму 25 млн грн, тогда его собственное имущество составляло бы не 135 млн грн, а 110 млн грн (135 - 25). В таком случае потенциальный покупатель предлагал бы цену не 150 млн грн, имея при этом в виду, что в случае покупки новый владелец берет на себя 25 млн грн долгов. Однако и при таких условиях величина нематериального актива не меняется и, как раньше, равна 15 млн грн (125 - 110 = 15).

Предприятия могут осуществлять такие расходы, которые по своему характеру близки к расходам, связанным с созданием нематериальных активов. К таким расходам относятся расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы, на рекламу и продвижение продукции на рынке, на повышение деловой репутации предприятия, на улучшение квалификации кадров, затраты на создание предприятия. Названные расходы не признаются нематериальным активом, и их включают в состав расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.