Экономика агропредприятий

Предпосылки экспортной деятельности

Одной из важнейших предпосылок экспортной деятельности предприятия является соответствие его материальных ресурсов требованиям экспортной деятельности с позиций их достаточности в количественном и качественном аспектах. Скажем, аграрное предприятие не сможет выработать качественные сельскохозяйственные товары, пригодные для экспорта, если у него будет мало качественных семян лучших сортов культур, достаточного количества удобрений и новых поколений ядохимикатов, современной техники для своевременного и качественного ухода и уборки, когда из-за недостатка ресурсов не будут соблюдать экологические требования или когда отсутствует поголовье животных лучших пород и линий и т.д..

Важно также знать, что качественный товар, который пользуется спросом в Украине, не обязательно является таким, который хотят купить иностранные покупатели, поскольку они могут иметь другие привычки и вкусы. Кроме того, в стране импорта могут быть другие требования стандартов, другие местные обычаи ведения торговли, другая система веса и т.д.. Поэтому может возникнуть необходимость в приспособлении (адаптировании) товара предприятия к зарубежного рынка сбыта.

Как видим, возникает необходимость в определении пригодности товара для экспорта. При этом следует уделить особое внимание следующим вопросам:

· Или характеризуется товар высокой и постоянной качеством. Это особенно важно для сельскохозяйственных товаров, многие из которых быстро повреждаются и подвергаются порче. Каков реальный срок хранения товаром высокого качества при существующих условиях его транспортировки и хранения?

· Имеет ли товар по сравнению с другими аналогичными товарами только ему присущие особенности, которые улучшали возможности его сбыта за рубежом в потенциальных странах импорта?

Если такие особенности существуют, то предприятие может рассчитывать на успех в экспортной деятельности. Иначе возможности экспорта существенно сужаются или могут быть сведены к нулю, если предприятие не приложит усилий по продвижению товара на рынок. Однако следует помнить, что маркетинговые усилия требуют значительных средств, а это усложняет проблему ценовой конкурентоспособности товара;

· Какой вид траспорта может быть использован для экспорта товара, которая вероятно величина транспортных расходов и насколько они повысят себестоимость продукции?

· Или нет торговых барьеров в потенциальных стран-покупателей, которые усложняли доступ товара на их рынок?

· Если есть необходимость в адаптации товара к специфическим требованиям экспортного рынка, то сколько для этого нужно времени и которые будут дополнительные расходы?