Экономика агропредприятий

Налоговая амортизация

Анализ этих методов показывает, что при применении первого из них в первые годы эксплуатации основного средства накапливается меньшая сумма амортизации по сравнению с методами ускоренной амортизации, которыми определяется экономическая амортизация. И лишь сравнительно с прямолинейным методом достигается желаемый результат. Следовательно, при применении первого метода налоговая амортизация не может выполнять стимулирующую функцию, а наоборот, этот метод порождает ее фискальную функцию. И только при применении метода ускоренной амортизации по семи срока использования основного средства налоговая амортизация в состоянии выполнять стимулирующую функцию, но при условии, если срок полезного использования основных средств в расчетах экономической амортизации будет не 7 лет, а больше.

В нашем примере определения амортизационных отчислений на зерноуборочный комбайн «Лан» с 10-летним сроком использования за первые три года аккумулировано сумма амортизации по методу уменьшения остаточной стоимости составляла 268,5 тыс. грн, методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости - 220,8 тыс., кумулятивным методом - 222,3 тыс., прямолинейным - 135,8 тыс., а первым методом налоговой амортизации за такого же срока использования - 165,9 тыс. грн. Эти данные подтверждают фискальный характер налоговой амортизации при применении ее первого метода. При применении второго метода налоговой амортизации за первые три года накапливается 294,4 тыс. грн амортизационных отчислений, то есть больше чем при использовании методов экономической амортизации.

В таких условиях налоговая амортизация в состоянии выполнять свою стимулирующую функцию. Однако если срок полезного использования основного средства взять не 10 лет, а меньше, то вывод будет противоположным. Так, при сроке использования комбайна восемь лет аккумулирована сумма амортизации составит 305,5 тыс. грн. При этом условии налоговая амортизация уже начинает выполнять не стимулирующее, а фискальную функцию. Следовательно, существует настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании методов начисления налоговой амортизации. При таком совершенствовании важно, как это предусмотрено Концепцией амортизационной политики, законодательно определить предельные уровни налоговой амортизации, в пределах которых ее объем не может превышать объем экономической амортизации.

В завершение этого параграфа отметим, всесторонне о стимулирующий характер налоговой амортизации по сравнению с экономической амортизацией можно судить, применив метод определения чистой текущей стоимости. Подробно этот вопрос будет рассматриваться в главе 15.