Экономика агропредприятий

Аграрная реформа, осуществляемая в Украине

Аграрная реформа, осуществляемая в Украине, направлена именно на обеспечение равных прав и возможностей для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одновременно сельским труженикам государство и впредь гарантирует свободу выбора форм хозяйствования на селе, стимулировать дальнейшее развитие конкуренции, большую адаптивность аграрных предприятий к изменению рыночной среды.

Основной задачей второго этапа аграрной реформы является формирование аграрного рынка. Ростки этого этапа зарождались при осуществлении первого этапа аграрной реформы, когда начали создаваться аграрные биржи, а аграрные предприятия получили экономическую свободу относительно каналов сбыта продукции и установления цен на нее. Однако инфраструктура аграрного рынка (как совокупность агросервисных инфраструктуры и инфраструктуры продовольственного рынка) оставалась в зачаточном состоянии. Руководители КСП не были заинтересованы в прозрачности рынка. Это стало одной из причин процветания бартера, который углублял диспаритет цен. Следовательно, нужны были кардинальные меры по ускорению формирования инфраструктуры аграрного рынка. Ведь вновь частные предприятия заинтересованы в хорошо организованном прозрачном рынке, поскольку это дает им возможность реализовать свою продукцию и закупить необходимые ресурсы по самым выгодным ценам, чувствовать их динамику, следить за движением объема продаж и отыскивать наиболее приемлемые с позиции экономической выгоды каналы сбыта и приобретения товаров .

С целью создания современного аграрного рынка, который бы высоким критериям рыночной экономики, и был принят Указ Президента Украины от 6 июня 2000 г. «О мерах по обеспечению формирования и функционирования аграрного рынка». Именно с его принятием второй этап аграрной реформы приобрел реальные очертания. В частности, в Указе предусмотрены меры по созданию или совершенствованию деятельности ряда институтов аграрного рынка: в каждом населенном пункте - сети пунктов заготовки сельскохозяйственной продукции, кредитных союзов, сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, торговых точек по реализации крестьянам удобрений, ядохимикатов, запасных частей и других ресурсов; в каждом районе - торговых домов, оптово-розничных магазинов фирменной торговли предприятий - производителей ресурсов на селе.