Экономика агропредприятий

Оздоровление сельскохозяйственных предприятий

Именно система торговых домов в сочетании с товарными аграрными биржами имеют объективно определять цену на сельскохозяйственную продукцию. В областных центрах и городах с населением свыше 100 тыс. человек предусмотрено создание сети предприятий, осуществляющих оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией (оптово-продовольственные рынки, действующие ярмарки-выставки, аукционы живого скота и т.д.).

Важно, чтобы товарные потоки направлялись именно через институты аграрного рынка. Для этого необходима система экономических рычагов для направления сельскохозяйственной продукции и промышленных ресурсов на бирже, в торговые дома, созданную оптово-розничную сеть и другие институты. Такие рычаги должны стимулировать аграрных товаропроизводителей реализовать свою продукцию через прозрачный аграрный рынок.

Основной задачей третьего этапа является финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий и обеспечение экономической поддержки их доходов. Ростки этого этапа также берут свое начало в 90-х годах. Так, государство неоднократно списывала долги сельскохозяйственных товаропроизводителей, были приняты нормативные акты по дотирование производства мяса и молока, а также об освобождении аграрных предприятий от уплаты НДС по другим видам товарной продукции; введен фиксированный сельскохозяйственный налог, благодаря чему существенно уменьшился налоговое давление на аграрных товаропроизводителей. Однако в условиях отсутствия настоящего владельца на селе и прозрачности аграрного рынка достичь финансовой стабилизации аграрных предприятий было невозможно. Теперь для решения этой архиважной проблемы возникли благодаря реализации первых двух этапов аграрной реформы реальные условия. Важное значение для финансовой стабилизации имеет принятие нового Земельного кодекса, введение льготного кредитования аграрных предприятий и другие мероприятия. Более подробно к проблеме финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий мы вернемся в теме 24.