Экономика агропредприятий

Роль место предприятий в структурированном рыночной среде - Часть 1

Активность предприятия в структурированном конкурентной рыночной среде можно воспроизвести графически, взяв за основу модели кругооборота предприятий в открытой рыночной среде, рассмотрены известными зарубежными теоретиками рыночных отношений, в частности такими как К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю, Э.Дж. Долан и Д. Линдсей, и отечественными специалистами, в интерпретации, как это представлено на рис. 1.3.

Потребители, предприятия, государство (в лице которой воплощены правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественно полезных целей) плотно взаимодействуют на товарном, ресурсном и финансовом рынках, образуя взаимосвязанный " поток "расходов и доходов. Предприятие с помощью ресурсного рынка привлекает необходимые ресурсы (трудовые, земельные, инвестиционные, интеллектуальные) на условиях платности по сформированным спросом. Потребители, получив доход за предоставленные ресурсы, тратят долю этих средств на товары (услуги), в которых есть необходимость. А предприятия, поставляя соответствующие товары (услуги) на рынок, в свою очередь, надеются на получение дохода в виде выручки от реализации. Неизрасходованная доля доходов потребителей идет на приобретение ресурсов для воспроизводственных процессов, на реинвестирование их в развитие собственного производства или прибыльных сфер деятельности, уплату налогов государству, и в конце концов, на сбережения. Кроме того, на движение расходов и доходов существенно влияет государство, в функции которой входят закупка определенных товаров (услуг) у предприятий, взимание налогов, предоставление субсидий, социальной защите потребителей, осуществление трансфертных платежей, контроль и упорядочение функционирования финансового, товарного, ресурсного и в меру своих возможностей - внешнего - рынков. Определение роли предприятия при функционировании исключительно во внутренней среде требует соответствующих корректировок по сравнению с приведенным в кейнсианской теории обосновывает необходимость его самоутверждения и признания сначала на внутреннем рынке, а уже потом обусловливает выход с конкурентоспособной продукцией во внешней рыночное пространство.