Экономика агропредприятий

Роль место предприятий в структурированном рыночной среде - Часть 2

Предоставление приоритетного значения предприятиям подкрепляется особенностями современных трансформаций рыночных отношений и построением государственной статистической отчетности, согласно которой все предприятия распределяются в четыре группы:

Роль место предприятий в структурированном рыночной среде

- по форме собственности и ведомственной подчиненности;

- по отраслевой принадлежности;

- по территориальному признаку;

- по экономико-статистическим показателям.

Поскольку предприятия являются и субъектами, и объектами рыночных отношений, чрезвычайно важным является создание надлежащих организационно-экономических предпосылок их деятельности, в частности таких как:

- экономическая самостоятельность (выбор организационной формы в виде концентрации, специализации, интеграции или кооперирование производства);

- обеспечение высокой рентабельности производства, перспектив самофинансирования (исследование экономических результатов);

- заинтересованность в высоких результатах деятельности (исследование мотивации);

- материальная ответственность за результаты деятельности (исследование влияния регуляторных факторов на деятельность предприятий).

Определение места предприятия как господствующей панки экономической деятельности в рыночной системе и особенностей формирования платежеспособного спроса как основы потребительских процессов позволяет рассмотреть экономические подходы к внедрению и развитию организационно-экономического механизма его деятельности с целью повышения общей эффективности его хозяйствования по иерархической схеме, где составляющие i-ого уровня характеризуют эффективность соответствующего механизма в регионе, составляющие j-го уровня-в области, k-го уровня - на конкретных предприятиях (рис. 1.4).

Роль место предприятий в структурированном рыночной среде

Рис. 1.4. Схема уравновешивания экономики в условиях внедрения эффективного организационно-экономического механизма функционирования предприятий

Анализируя опыт развития рыночных отношений в странах дальнего зарубежья, следует отметить, что рыночная экономика сформировалась в целостную систему только в результате создания в ее недрах общественных регуляторов конкурентного поведения экономических субъектов, способных обеспечивать и воспроизводить гарантии свободы экономической деятельности каждому из них.