Экономика агропредприятий

Увеличение прироста прибыли вследствие изменений в отраслевой структуре производства

Суть указанной методики заключается в следующем. Сначала с каждой отраслью рассчитывают прибыль на гектар посева соответствующей культуры и на одну среднегодовую голову животных определенного вида в отчетный период. Затем определяют расчетный (условный) годовой объем прибыли Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятия из выражения:

Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятия (21.3)

где Soj - Площадь посева j-й культуры в базовый период; Р1j - выход прибыли с 1 га посева j-й культуры в отчетный период; Пстражи - Среднегодовое поголовье животных и-го вида в базовый период; ЖПервый - Выход прибыли на одну среднегодовую голову животных и-го вида в отчетный период; п и т - соответственно количество выращиваемых в хозяйстве товарных культур и видов животных.

Если фактическую массу прибыли в отчетный год обозначить П1, а в базовый - По, то общий прирост прибыли будет:

Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятияП = П1 - П0. (21.4)

Отсюда прирост прибыли за счет изменений в отраслевой структуре производства можно определить по формуле:

Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятия. (21.5)

Остаточная часть прироста прибыли Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятияЗП = Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятияП - Методика определения эффективности отраслевой структуры предприятияр является результатом улучшения технологии и организации производства.Если в исследуемый период прошли изменения в землепользовании предприятия, этот фактор следует нивелировать.

Увеличение прироста прибыли вследствие изменений в отраслевой структуре производства свидетельствует о ее целесообразности и дает основания для разработки необходимых мер по дальнейшему углублению специализации и повышения до оптимального уровня концентрации производства.

В условиях рыночной экономики и насыщенного рынка сельскохозяйственной продукцией проблема совершенствования отраслевой структуры не должна выпадать из поля зрения аграрных предприятий. Под влиянием внутренней и внешней конкуренции, изменения конъюнктуры рынка часто возникает необходимость в ускоренном развитии одних отраслей и сокращении производства продукции других. Однако при любых обстоятельствах предприятие, как правило, имеет определенные альтернативы в выборе отраслей, а следовательно, и в формировании отраслевой структуры производства. Рассмотрим эту проблему более конкретно.