Экономика агропредприятий

Правило, которого следует придерживаться

Если бы в нашем примере урожайность сои составила 23 ц / га, то коэффициент замены равнялся бы 30: 23 = 1,3, то есть был бы меньше коэффициент ценового соотношения. При таких условиях предприятию выгоднее выращивать сою, чем горох, поскольку при этом оно получать больший доход (30 - 56 <23 - 84). В данном случае существует правило, которого следует придерживаться: площадь культуры-заменителя (та, что стоит в знаменателе при определении коэффициента замены) необходимо расширять за счет конкурирующей, если коэффициент замены меньше коэффициента ценового соотношения.

В том случае, когда последний показатель меньше по сравнению с коэффициентом замены, необходимо расширять площадь посева культуры, которая рассматривается как объект замены (та, что стоит в числителе). Если бы, скажем, урожайность гороха составила 32 ц / га, коэффициент замены был бы 1,6: 1 в пользу этой культуры (32: 20), то есть превышал коэффициент ценового соотношения. Тогда предприятию выгоднее было бы выращивать горох, поскольку эта отрасль приносила бы ему больший доход (32 - 56> 20 - 84). Если предприятию для закупки на рынке 20 ц сои в стартовых условиях необходимо занять под горохом 1 га посевной площади и продать выращенный урожай, то при коэффициенте замены 1,6: 1 и устойчивому ценовом соотношении - 0,94 га.

Когда увеличение или уменьшение площади посева одной из культур приводит к повышению или снижению ее урожайности или урожайности конкурирующей культуры, следует коэффициенты замены рассчитать при различных соотношениях площадей и урожайности этих культур и на основании полученных результатов выявить наиболее рациональную комбинацию отраслей, при которой достигается максимальная доходность производства.

Как убеждает практика, в большинстве комбинаций производственные затраты на гектар посева конкурирующих отраслей не одинаковы, что делает невозможным использование цен для решения этой проблемы. Поэтому возникает необходимость в применении других подходов. Их может быть два: первый, когда в расчете на гектар посева постоянные затраты для конкурирующих культур одинаковы, а переменные затраты на центнер продукции разные, вместо коэффициента ценового соотношения определяется коэффициент соотношения условного чистой прибыли (маржинального дохода).