Экономика агропредприятий

Фактор (принцип) экономических преимуществ

Особенность воздействия этого фактора заключается в том, что лишь небольшое количество специфических видов продукции может производиться на ограниченных территориях (например, рис, цитрусовые, чай и др.), большинство видов сельскохозяйственной продукции имеют достаточно большой ареал производства, поэтому при выборе производственного направления и сочетании отраслей следует учитывать влияние других факторов. Среди них в условиях рынка главное место занимает фактор (принцип) экономических преимуществ. Предприятия, регионы и даже страны сосредоточивают усилия на производстве тех видов продукции, которые обеспечивают максимальную экономическую выгоду или минимальные экономические потери по сравнению с другими видами деятельности. При этом подразумевается, что предприятие (регион, страна), производя наиболее экономически эффективные виды продукции, реализует их, получает доход, за счет которого приобретает необходимые товары сельскохозяйственного происхождения, производить в себя экономически менее выгодно по сравнению с расходами, несет предприятие на их покупку.

К углублению специализации предприятий (регионов) побуждает конкуренция между сельскохозяйственными товаропроизводителями, значительно усиливается в условиях насыщенного продовольствием рынке. Наконец каждое предприятие концентрируется на производстве тех видов продукции, которые являются конкурентоспособными и обеспечивают его экономическое существование как юридического лица. Под влиянием конкуренции предприятия вынуждены отказываться от производства тех видов продукции, которые экономически менее эффективны по сравнению с уровнем эффективности производства этих же видов продукции на других предприятиях (регионах). Как видим, этот фактор является одним из экономических рычагов, углубляет разделение сельскохозяйственного труда.

Важным фактором размещения и специализации наличие рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Предприятиям выгодно увеличивать производство тех ее видов, на которые есть устойчивый спрос. И наоборот, частые проблемы со сбытом определенных видов продукции приводят к отказу предприятий от их производства, несмотря даже на то, что для такого производства имеются благоприятные природно-климатические условия.