Экономика агропредприятий

Относительная неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию

Если спрос эластичен, то при снижении цены на товар денежная выручка от реализации его увеличивается, поскольку высокий темп роста продаж по сравнению с низким темпом снижения цены позволяет компенсировать потери от такого снижения. Повышение цены за эластичного спроса на товар приведет к противоположным последствиям - общий денежный доход сократится, поскольку его прирост от роста цены не компенсирует потерь от снижения объема продаж.

По единичной эластичности спроса денежный доход от снижения или повышения цены не меняется, поскольку потеря выручки в результате уменьшения объема продаж из-за роста цены будет компенсирована дополнительным доходом от такого роста, и наоборот, при снижении цены потеря выручки по этой причине компенсироваться увеличением продаж.

При относительно неэластичного спроса на товары снижение на них цены всегда приводит к уменьшению денежной выручки от их реализации. Ведь за такого спроса существенное снижение цены приведет лишь незначительное увеличение объема продаж. Полученный вследствие этого дополнительный доход не компенсировать потерь, возникших от снижения цены. Однако за повышение цены на товары с относительно неэластичным спросом денежная выручка увеличится, поскольку дополнительный доход от роста цены будет больше, чем потери от уменьшения объема продаж.

Относительная неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию является следствием действия нескольких факторов, определяющих степень чувствительности потребителей к изменению цены на товары. Главным из них является фактор замещения, когда при росте цен на один товар потребитель может удовлетворить ту же свою потребность, купив другой товар, цена на который не изменилась или уменьшилась. Но такое замещение относительно продовольственных товаров крайне ограниченное через биологические свойства человеческого организма. Здесь проявляется общая закономерность - чем меньше существует заменителей какого-то товара, тем менее эластичен спрос на него, и наоборот. Отсюда становится понятным, что, например, спрос на зерно, а значит и на хлеб, является неэластичным, поскольку этот продукт практически невозможно заменить другим.