Экономика агропредприятий

Ценовая эластичность спроса на отдельные сельскохозяйственные продукты

Поэтому при существенном повышении цены на хлеб объем продаж его изменится мало.

Следует также помнить, что различные сельскохозяйственные продукты имеют разный коэффициент эластичности. Это нужно обязательно учитывать сельскохозяйственным предприятиям различной специализации. Для примера возьмем два продукта - картофель и грецкие орехи. На рис. 3.4, а кривая D отражает спрос на картофель, а на рис. 3.4, б кривая D1 - Спрос на грецкие орехи. Разный наклон этих кривых к оси абсцисс характеризует неодинаковую эластичность спроса и определяет различия в темпах его снижение на эти продукты.

Ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию

Рис. 3.4. Ценовая эластичность спроса на отдельные сельскохозяйственные продукты

Как видим, при одинаковом темпа роста цен на картофель и грецкие орехи (на участках ординат Р1 Р2) Наблюдается разная чувствительность потребителей к объему покупок, что нашло свое отражение в различных объемах снижения продаж. Чувствительность потребителей к росту цен на грецкие орехи была больше, что и привело к значительному сокращению объема их продажи, тогда как продажи картофеля сократился значительно меньше из-за относительной неэластичность спроса на этот продукт. Ведь не трудно заметить, что Q3 - Q4 > Q1 - Q2. И это закономерно, поскольку грецкий орех является хоть и ценным, но не обязательным компонентом питания человека. Поэтому реакция покупателей на повышение цены на него вполне понятна - они резко сократили спрос и объем покупки.

Для производителей грецких орехов такая реакция имела негативное последствие - уменьшился их денежный доход. Это наглядно видно, если сравнить величину денежного дохода производителей до и после повышения цены, который на рис. 3.4, б показано соответствующими прямоугольниками. Денежный доход к повышению цены соответствует площади прямоугольника ОР1ЕQ3, а после повышения -. ОР2К2О4. Нетрудно заметить, что площадь первого из названных прямоугольников (суммарный денежный доход) превышает площадь второго, поскольку прирост денежного дохода за счет роста цены (прямоугольник Р1Р2К2К3) Оказался меньше суммы потерянной выручки от снижения объема продаж, изображенного площадью прямоугольника Q4К3EQ3.