Экономика агропредприятий

Доход предприятий

Повышение цены на картофель от Р1 к Р2 таким же темпом, как и цены на грецкий орех, вызовет сравнительно незначительное сокращение объема продаж, поскольку покупателям важно найти заменитель этому продукту. Речь может идти лишь о экономнее расходования картофеля и некоторое сокращение потребления. Иными словами, покупатель вынужден покупать картофель (может в несколько меньшем объеме), несмотря на существенное повышение цены. А это значит, что ценовой спрос на нее является относительно неэластичным. Как видно из рис. 3.4, а, при таком спроса рост цен на продукт увеличивает доход производителя (площадь треугольника ОР2К1Q2 > ОР1ЕQ1), Поскольку его прирост за счет повышения цены от Р1 к Р2 с избытком компенсирует потерю дохода величиной Q2КЕQ1 даже тогда, когда часть произведенной картофеля Q1 - Q2 при начальной предложения S не будет реализован.

Детальный анализ относительно неэластичного спроса позволяет предположить, что в неблагоприятные для производителя определенной продукции годы сельскохозяйственные предприятия могут получить больший доход, чем в годы с «нормальными» погодными условиями.

Ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукциюПроиллюстрируем сказанное графически (рис. 3.5). За «нормальных» погодных условиях спрос D1 уравновешивается с предложением S1 в точке Е1, которой соответствует ордината Р1 - Цена равновесия. При этом производители получают доход ОР1 Е1 Q1. В менее благоприятные годы производство продукта уменьшается, предложение его сокращается до S2, устанавливается новое равновесие в точке Е2, которой соответствует высокая цена Р2.

Доход предприятий теперь измеряется прямоугольником ОР2Е2Q2, площадь которого, как это не трудно заметить, больше площади ОР1Е1Q1, есть сельскохозяйственные предприятия в таких условиях получают больший денежный доход, чем при средних условиях хозяйствования.