Экономика агропредприятий

Чувствительность потребителей

Это необходимо обязательно учитывать сельскохозяйственным предприятиям различной специализации. Для примера возьмем два продукта - картофель («второй хлеб в Украине») и грецкие орехи. На рис.1.9а кривая D отображает спрос на картофель, а на рис.1.9б - Кривая D1 - Спрос на грецкие орехи. Разный наклон этих кривых к оси абсцисс характеризует неодинаковую эластичность спроса и определяет различия в темпах его снижение на эти продукты.

Как видим, при одинаковом темпе роста цен на них (на участках ординат Р1Р2) Наблюдается далеко не одинакова чувствительность потребителей к объему покупок, что нашло свое отражение в различных объемах снижения продаж. Чувствительность потребителей к росту цен на грецкие орехи была существенной, что и привело к значительному сокращению объема их продажи, в то время как продажа картофеля сократился значительно меньше из-за относительной неэластичность спроса на этот продукт. Ведь нетрудно заметить, что Q3 - Q4 > Q1 - Q2. И это закономерно, поскольку грецкий орех хотя и является ценным продуктом, но не является обязательным и незаменимым компонентом рациона питания человека. Поэтому реакция покупателей на повышение цены на него вполне понятна - они резко сократили спрос и объем покупки.

Для производителей грецких орехов такая реакция спроса на повышение цены имела отрицательный результат - уменьшился их денежный доход. Это наглядно видно, если сравнить размер денежного дохода производителей до и после повышения цены, который на рис. 1.9б представлен соответствующими прямоугольниками. Денежный доход к повышению цены соответствует площади прямоугольника 0Р1ЕQ3, а после ее повышения - 0Р2K2Q4. Нетрудно заметить, что площадь первого из названных прямоугольников (суммарный денежный доход) превышает площадь второго, поскольку прирост денежного дохода за счет повышения цены (площадь прямоугольника Р1Р2K2K3) Оказался меньше суммы потерянной выручки от снижения объема продаж, представленной площадью прямоугольника Q4K3ЕQ3.

Ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию