Экономика агропредприятий

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство, как ни одна другая отрасль народного хозяйства, даже при наличии действенного государственного регулирования меньше отошло от среды чистой конкуренции. Мы уже отмечали, что в этой области работают многие предприятия, а поэтому каждый из них, производя, как правило, однородную продукцию, не в состоянии влиять на желательные для них сдвиги в спросе и предложении, а следовательно, и на цену. В пользу этого вывода свидетельствует и то, что для сельскохозяйственной продукции присущ относительно небольшой диапазон качества. В связи с этим невозможно осуществить концентрацию производства продукции определенного уровня качества в руках ограниченного числа товаропроизводителей и благодаря этому влиять на равновесие рынка. Поэтому аграрные предприятия строят свою производственную и маркетинговую деятельность с учетом того обстоятельства, что цены на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, которые они закупают, формируются под влиянием внешних факторов, которые не поддаются или мало подвержены каждого отдельного сельскохозяйственного товаропроизводителя. По совокупности этих причин на рынке сельскохозяйственной продукции рельефно проявляется связь между спросом и предложением.

Изменение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и ее последствия

На любой товар, в том числе и сельскохозяйственного происхождения, цена равновесия достигается только тогда, когда спрос на продукцию D соответствует ее предложения S. На рис. 3.1 показано тот случай, когда спрос уравновешен предложением. При таком условии на рынке не будет ни дефицита, ни излишков продукции, цены на нее стабилизируются., Удовлетворяются потребности потребителей.

Ордината точки Е пересечения кривых D и S указывает на цену равновесия Р, при которой спрос уравновешивается с предложением по объему производства Q1. Если, скажем, спрос растет до точки К1, то это означает, что нужно продать продукции объемом Q2. Но этой потребности соответствует предложение в точке К2 меньшего объема предложения продукции Q3.