Экономика агропредприятий

Результаты экономических исследований

Результаты экономических исследований показывают, что все факторы, кроме цен, считать неизменными, то потребители будут покупать товара по низким ценам больше, чем за высокими. Этот сам по себе понятный вывод подтверждается условными данными о спросе типичного потребителя на арбузы. Предположим, что они реализуются в расчете на среднюю массу одного арбуза 4 кг по цене от 1 грн. до 10 коп. за 1 кг (цены приближены к сельских рынков Киева в III кв. 1997 г.). В зависимости от цены типичный потребитель мог бы купить за десять дней до 10 таких арбузов. Приведем данные о зависимости спроса на арбузы от цены.

Цена за 1кг арбузов, грн. 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Спрос на арбузы в

расчета на среднюю

массу одного арбуза

4 кг, шт. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эти данные проиллюстрировано на рис. 1.1.

Спрос потребителей продукции и предложение товара производителями

Рис.1.1. Спрос типичного потребителя

Линия графика dd называется кривой спроса. Она показывает, сколько товаров или продуктов желает купить типичный потребитель зависимости от цены. Если, например, предлагаются арбузы по цене 0,5 грн. за 1 кг, то потребитель купит их 5 шт. за 10 дней, а если за низкую цену, скажем, за 40 коп. за 1 кг, то 6 шт. Когда арбузы предлагали за высокую цену, например 60 коп., Потребитель в соответствии среагировал бы и купил только 4 шт.

Однако наш типичный потребитель не единственный среди многих потребителей. Предположим, что в большом городе или области с населением более 3 млн человек является один миллион семей-потребителей и спрос каждой из них такой же, как и нашего типичного потребителя. Тогда спрос всех потребителей составит:

Цена за 1кг арбузов, грн. 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Спрос на арбузы, млн шт. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Графически спрос всех потребителей отражается кривой DD, которая в данном примере имеет такой же вид, как и кривая dd. Эти кривые спроса направлены вниз. А это значит, что с понижением цены спрос растет, а с повышением, наоборот, снижается.

Реакция производителей на рыночные цены, складывающиеся на их товары, противоположна реакции потребителей.