Экономика агропредприятий

Предложение товара

Если производитель надеется на высокую цену, он соответственно на это реагировать - поставлять на рынок больше товара, а если цена снижается, то примет противоположное решение - поставлять меньше товара. Как и спрос, предложение товара зависит от многих факторов: его цены, цены взаимозаменяемых и сопутствующих товаров, расходов на входные ресурсы производства, а также условий и материальных средств производственного процесса. Но если все факторы, кроме цены товара, принять неизменными, то производители будут поставлять на рынок больше товара, когда цены высоки, чем когда они низкие.

Этот вывод проиллюстрируем данным о предложении типичным производителем арбузов, спрос на который описано ранее.

Предложение товара типичным производителем:

Цена за 1 кг арбузов, грн. 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

Предложение товара, тыс.шт. 0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0

Показана связь между предложением и ценами проиллюстрировано на рис.1.2.

Спрос потребителей продукции и предложение товара производителями

Рис.1.2. Предложение товара типичным производителем

Линия графика ss называется кривой предложения. Она показывает, сколько товара согласен поставлять на рынок типичный производитель зависимости от цены. Если, например, предлагается цена 0,4 грн. за 1 кг арбузов, то производитель будет поставлять на рынок только 6000 шт. При более низкой цене, скажем, 0,3 грн., Он будет предлагать на рынке только 5500 шт. На повышение цены, например, до 0,7 грн., Производитель отреагировал бы увеличением предложения до 7500 шт. арбузов. Однако этот типичный производитель, как и типичный потребитель, является не единственным, выращивающий арбузы.

Предположим, что есть 1000 предприятий, выращивают арбузы и реагируют на изменения цен так же, как и типичный производитель. Тогда предложение арбузов всеми товаропроизводителями будет выглядеть

Цена за 1 кг арбузов, грн. 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

Предложение товара, млн. шт. 0,0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0

Графически предложение всех потребителей отражается кривой SS, которая в данном примере имеет такой же вид, как и кривая ss.Эти кривые предложения направлены вверх, т.е. с ростом цены производители принимают решение об увеличении производства, а следовательно, увеличивается предложение товара, и наоборот.