Экономика агропредприятий

Прямой лизинг

Однако перечень таких форм изложенным не исчерпывается. Это обусловлено многоаспектностью лизинговых сделок. Так, в заключении сделок по финансовому и оперативному лизингу может участвовать неодинаковое количество участников. В связи с этим оба вида лизинга могут принимать форму прямого и косвенного лизинга. На рис. 11.1 показаны названы и другие возможные формы существования финансового и оперативного лизинга. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

Прямой лизинг имеет место тогда, когда производитель (поставщик) и лизингодатель является одной и той же юридическим лицом. В отличие от классического лизинга в заключении соглашения при этом участвуют только два участника - лизингодатель и лизингополучатель. Прямой лизинг не получил большого распространения, поскольку характерный для лизингодателей, для которых этот вид деятельности не является основным. Если такой производитель считает целесообразным расширить лизинговую деятельность, то он создает специализированную лизинговую компанию и тогда прямой лизинг трансформируется в косвенный, есть классический, когда в лизинговой сделке участвуют три субъекта предпринимательской деятельности: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества.

Разновидностью прямого лизинга является обратный лизинг (Sale and Leaseback), который получил распространение в мировой практике и предусмотрен отечественным законодательством. При таком лизинга лизингополучатель одновременно является продавцом и пользователем объекта лизинга. Механизм осуществления этой лизинговой сделки таков: собственник имущества, имея острую потребность в оборотных средствах, продает его лизинговой компании и тут же берет это имущество в аренду на условиях финансового лизинга, то есть с правом его выкупа.

Преимуществами этой формы лизинга является не только получение лизингополучателем необходимых ему средств и возможность их использования для инвестирования других видов деятельности, но и то, что объект лизинга работает без перерыва, то есть его купля-продажа осуществляется без перемещения в пространстве, а следовательно, без потери времени на приобретение.