Экономика агропредприятий

Соотношение спроса и предложения

Соотношение спроса и предложения, складывается вследствие такого ограничения, показано в табл. 1.5 и рис. 1.11.

Ранее, когда объемы производства арбузов не были ограничены «внешними силами», производители были согласны поставлять на рынок 6 000 тыс. арбузов по цене 40 коп. за 1 кг. Теперь, когда государство стало регулировать производство, характер кривой предложения существенно изменяется: она приобретает вид вертикальной линии по отношению к оси абсцисс (рис. 1.11).

Таблица 1.5

Предложение товара всеми производителями в условиях ограниченного предложения

Предложение, тыс. арбузов

начальная

новая

0

0

0

10 000

0,1

4 500

5 000

9 000

0,2

5 000

5 000

8 000

0,3

5 500

5 000

7 000

0,4

6 000

5 000

6 000

0,5

6 500

5 000

5 000

0,6

7 000

5 000

4 000

0,7

7 500

5 000

3 000

0,8

8 000

5 000

2 000

0,9

8 500

5 000

1 000

1,0

9 000

5 000

0

Вмешательство в механизм уравновешивания спроса и предложения

Рис.1.11. Предложение, спрос и точка равновесия в условиях ограниченного предложения

Мы помним, что без регулирующего влияния государства производители были согласны поставлять 5000 тыс. арбузов по цене 20 коп. за 1 кг. Но при такой цене потребители были

способны купить 8 000 тыс. арбузов. Поскольку такое количество арбузов производители поставлять не могут, то в результате образуется избыток спроса (3 000 тыс. арбузов). В такой ситуации потребители будут покупать товар все по более высокой цене, пока исчезнет лишний спрос. Как видно из рис. 1.11, потребители согласны платить 0,5 грн. за 1 кг арбузов, если предлагается на продажу 5 000 тыс. арбузов. Таким образом, в условиях ограниченного предложения рынок уравновешивается цен 0,5 грн. за 1 килограмм.

В завершение данного раздела обратим внимание на общеизвестную истину - чем выше конкуренция на рынке, тем лучше. Конкуренция означает, что продавцы не могут получать чрезмерные доходы за счет покупателей и, наоборот, покупатели за счет продавцов (поставщиков). В развитых странах с рыночной экономикой, в частности в Северной Америке и Западной Европе, бизнес преимущественно действует в условиях конкуренции.