Экономика агропредприятий

Экономический кризис в Украине

При этом повышаются процентные ставки на кредит, сокращается инвестиционная деятельность, уменьшается объем продаж сельскохозяйственной продукции. Через неэластичность ценового спроса на нее это уменьшение происходит медленнее, чем на промышленные товары, но это не значит, что аграрные предприятия не должны реагировать на снижение покупательной способности населения. Зависимости от конкретных обстоятельств эта реакция может быть разной - от преждевременного сокращения производства определенных видов продукции к нахождению новых рынков ее сбыта, в том числе и международных.

Примером негативного воздействия экономической среды на деятельность сельскохозяйственных предприятий является экономический кризис в Украине. Запоздалые шаги государства в регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию привели к тому, что аграрным предприятиям стало экономически невыгодным производство животноводческой продукции и они резко сократили ее объем. Достаточно сказать, что в 2000 г. по сравнению с 1990 г. объем производства молока составил всего 51,4%, мяса в убойном весе - 37,8, яиц - 53,4%. В необходимости учета аграрными предприятиями изменений в экономической среде убеждает такой пример. В августе 1998 г. в Российской Федерации развернулась острая экономический кризис, который, судя по тесные экономические отношения Украины с этим государством, не могла отрицательно повлиять на стабильность национальной валюты - гривны, а также на состояние экономики Украины в целом и экономики каждого предприятия в частности . В этих условиях те предприятия, которые своевременно анализировали и правильно оценивали последствия данного кризиса, могли предотвратить значительные потери благодаря заблаговременному приобретению энергоносителей (со временем они подорожали вдвое), использованию своей наличности для накопления производственных запасов, сокращению или полному отказу от экспорта своей продукции в РФ к стабилизации рубля и т.д..

Экономическая среда характеризуется также состоянием экономического развития предприятий других отраслей, производящих продукцию для сельскохозяйственного производства. Аграрные предприятия должны знать, какие товары и по каким ценам они могут приобрести в своей стране, а какие за рубежом, в каких именно регионах цена на них доступна, где благоприятные транспортные условия и т.д..